Судан |
Край степей и саванн Большая часть Судана — это саванны, покрытые высокими травами, и полупустыни, прорезанные плодородными долинами рек с галерейными лесами на юго-западе и речными оазисами в центральной и северной частях страны. В южных районах Судана саванны перемежаются болотами, а на всех пограничьях и в центральной провинции Кордофан среди плато поднимаются отдельные горные вершины. На юге, среди отрогов Центральноафриканской возвышенности, находится вершина Киньети (3187 м), на западе, на плато Дарфур, — гора Марра (3088 м), а в центре — горы Нуба (до 1400 м). Сухой тропический климат на севере Судана сменяется к югу влажным экваториальным, где осадков выпадает в 20 раз больше. Благодаря сухости воздуха жара обычно переносится легко, а муссонные дожди, хотя и насыщают воздух влагой, но приносят прохладу. Холодные ночи бывают лишь в январе на «крайнем севере», в Сахаре. Здесь же находится искусственное озеро Насер, которое, к сожалению, затопило Северную Нубию — древнюю область с археологическими памятниками мирового значения, в том числе храмовый комплекс Абу-Симбел в Египте на границе с Суданом. Скульптуры и фасады древних храмов Абу-Симбела были вывезены из зоны затопления и смонтированы на берегу водохранилища. Обрывистые берега Нила похожи на горы, особенно там, где реку преграждают пороги (четыре группы порогов на Ниле и Голубом Ниле). На великой реке много больших и малых островов, поросших финиковыми пальмами. Под их кронами высаживают фруктовые деревья, а под деревьями — овощные, бобовые и другие культуры. Такое многоярусное земледелие, характерное для оазисов, позволяет не только экономно использовать драгоценные клочки плодородной земли, но и защищать от палящего солнца и пересыхания влаголюбивые растения. Растительность и животный мир Судана типичны для всей Тропической Африки. Однако есть и редкие виды, нигде больше не встречающиеся, среди них — дикий нубийский осёл и дикая буланная кошка, от которых, возможно, произошли домашние осёл и кошка. Широко распространён дикорастущий арбуз — предок любимого всеми бахчевого арбуза. В кустарниковых саваннах растут акации, дающие камедь и гуммиарабик; над ними возвышаются огромные баобабы, некоторым из них по нескольку тысяч лет. Пастухи-поэты Судан населяют более 100 разных народов, культуры которых тысячелетиями развивались во взаимодействии с окружающей природой и под влиянием древних и средневековых цивилизаций. На севере, где годами не бывает дождей, Нил — единственный источник воды, поэтому растительность, люди и животные теснятся на его берегах. Рядом с финиковыми пальмами стоят просторные каменные дома, обмазанные глиной, с плоскими крышами и красиво расписанными фасадами. Каждый клочок земли тщательно возделан и орошается из арыков с помощью шадуфов (устройство для подъёма воды, напоминающее колодезный «журавль»), старинных водяных колёс, а в последние десятилетия — бензиновых насосов. Чем дальше к югу и юго-западу, тем больше выпадает муссонных дождей и тем продолжительнее два влажных сезона, поэтому деревенские жилища часто строят на сваях. Они представляют собой шалаши из веток и травы. У всех домов островерхие соломенные крыши. В южных деревнях сеют сорго и просо, а не пшеницу, как на севере. Овощей здесь значительно меньше и не растут финиковые пальмы.
Всю центральную часть Судана (более половины его территории) населяют суданские арабы, численность которых составляет около 15 млн человек. Это потомки переселенцев с Аравийского полуострова, смешавшиеся с разными этносами, в том числе с местными. В долине Нила они живут «чересполосно» с нубийцами, в Кордофане (Кордофанская долина) — с кордофанскими и нубийскими народами, в Дарфуре (на западе) — с форами и другими народами, у которых ещё в начале XX в. были свои государства. Северо-восток Судана населяет древний кушитский народ беджа. Подавляющее большинство населения Северного и Центрального Судана — оседлые земледельцы и горожане, лишь часть арабов-бедуинов и беджа продолжают кочевать со своими стадами. Среди кочевников культурой, хозяйством, даже физическим типом различаются верблюдоводы, пастухи, разводящие коз, и баггара — суданские «ковбои», которые пасут крупный рогатый скот и занимаются коневодством. Лучшей в Судане породой лошадей считается нубийская. А беджа гордятся прекрасными верховыми верблюдами. Почти все жители Северного и Центрального Судана исповедуют ислам. Там преобладают представители европеоидной расы с довольно смуглой кожей. От этого населения — арабского и неарабского — резко отличаются темнокожие нилоты южных провинций (динка, бари, нуэр). Физический тип нилотского населения эфиопеоидный в сочетании с негроидными чертами. Они пасут в саванне коров, питаются их молоком и мясом, а также кашами, пивом из сорго и проса, которые выращивают рядом с хижинами. В нилотских языках существуют десятки слов для названий различных мастей скота и формы его рогов (тогда как для обозначения цвета кожи человека — лишь три-четыре слова). Нилоты — самые чернокожие и высокорослые (до 2 м и выше) люди на Земле. Наиболее многочисленный в стране нилотский народ динка (около 2,5 млн человек) живёт в центре Южного Судана, вокруг него — семь других близкородственных этносов, в том числе нуэры (около 1 млн человек). По вероисповеданию они в основном христиане, некоторые — мусульмане, но не забывают также свою традиционную религию. Это принципиальное отличие от суданских арабов и других мусульман очень важно в условиях Судана, практически вся жизнь которого основана на шариате — своде исламских законов. Древние царства и новые диктатуры Самые первые государства возникли на территории Судана ещё в IV—III тысячелетиях до н. э. В XIX в. до н. э. — начале новой эры на севере Судана существовала высокоразвитая цивилизация и царство Куш; с VIII в. до н. э. — царство Мероэ, или Мероитское, с великолепными храмами, скульптурами богов и царей, развитой письменностью, астрономией, медициной. В VI в. н. э. на смену ему пришла христианская цивилизация с иконописью, литературой на греческом и местных языках, в основном на одном из нубийских. Возникшие христианские государства Мукурра, Алва, Нобатия позднее объединились в царство Нубия. В X— XV вв. его провинции были заселены кочевыми арабами, пришедшими из Египта Христианскую цивилизацию сменила исламская, широко распространился арабский язык В XVI— XVIII вв. крупнейшим государстве стал Сеннар с одноимённой столицей. И в те времена, и сегодня средний уровень жизни и культуры суданских арабов ниже, чем в других арабских странах, но и они причастны к одной из богатейших в мире культур. С 1820 по 1864 г. Судан по част; завоевали египетские «турки» и присоединили к Египту. В 1881 г. суданцы восстали под руководством Махди Суданского (Мухаммад Ахмед) и его ученика Абдаллаха, а 1885 г. создали независимое исламское Махдистское государство, просуществовавшее до 1898 г., когда британские и египетские войска уничтожили его. Судан был превращен в кондоминиум (совместное владение) Англии и оккупированного ею Египта, фактически — в британскую колонию.
Во времена турецкого господства столица Судана Хартум находилась на месте слияния Белого и Голубого Нила. Махдисты разрушили город и сделали своей столицей его пригород Омдурман. В 1898 г. англичане завоевали город и заново отстроили Хартум и пригород Северный Хартум. Этот «тройной» город — один из самых больших в Африке, в нём проживает около 2,5 млн жителей. Различия между тремя частями столицы сохранились до сих пор. Собственно Хартум — город с широкими улицами, которые лучами расходятся от центра, двух-трёхэтажными зданиями, в том числе административными, музеями и парками. Омдурман — типичный восточный город с узкими кривыми улицами, остатками глинобитных укреплений, мавзолеем Махди Суданского, домом-музеем халифа Абдуллы и крупнейшим в Судане рынком верблюдов. Здесь же находится факультет исламского богословия Хартумского университета. А Северный Хартум известен своими промышленными предприятиями — судоверфью, текстильным производством. |