Навигация:   Главная Восточная Азия Обзор: Япония
Обзор: Япония

ЯпонияДревние традиции и самые современные технологии; непререкаемый самурайский кодекс чести и образцовая культура промышленного производства; изысканные гравюры и стремительные линии дизайна автомобилей; утончённые сады камней и громады небоскрёбов... Всё это — Страна восходящего солнца, Япония.

Страна четырёх тысяч островов

Японский архипелаг протянулся дугой на 3500 км с северо-востока на юго-запад. Из 4 тыс. образующих его островов самые крупные — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку.

Около 70 % поверхности страны занимают не очень высокие (только высота 16 вершин превышает 3000 м над уровнем моря), но малодоступные для освоения человеком из-за крутизны и сильной рассечённости склоны гор. Они составляют часть вулканической цепи, протянувшейся вдоль границ Тихого океана, и многие из них являются действующими или потухшими вулканами (из 196 вулканов Японии действуют 30). Самая высокая гора и символ Японии — Фудзияма, или Фудзи (3776 м), расположенная на острове Хонсю, относится к потухшим вулканам (последнее извержение было в 1707 г). Её усечённый конус высится в 90 км от Токио, откуда его можно видеть в ясную погоду. Вершина Фудзиямы десять месяцев в году покрыта снегом.

На долю равнин и низменностей приходится 30 % территории страны. Они то тянутся вдоль морского побережья, то вклиниваются между горами. Самая значительная среди них — равнина Канто — расположена на востоке острова Хонсю.

На Японских островах ежегодно бывает около 1,5 тыс. землетрясений. Большинство — слабые, сопровождающиеся едва ощутимыми толчками и незначительными повреждениями различных сооружений. Но иногда происходят очень сильные землетрясения, а в прибрежных районах возникают порождённые ими гигантские морские волны — цунами. Последствия подобных катастроф иногда страшны. Так, во время землетрясения 1 сентября 1923 г. только в городе Токио погибло более 140 тыс. человек и было разрушено свыше 500 тыс. зданий, а на всей равнине Канто сгорело или рухнуло 3 млн строений. С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью, а также почти полным отсутствием мебели. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна тяжёлая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека. Ещё недавно японцы не возводили высотных зданий, но в наши дни строят сейсмоустойчивые высотные сооружения.

Климат Японии в основном субтропический муссонный. Зимой ветры дуют с северо-запада, с материка, а летом — с юго-востока, с Тихого океана. Зимние муссоны несут снег, обильно выпадающий в центре, на севере, северо-западе страны. Горы не позволяют ветрам проникнуть на восток и юг страны, поэтому там зимой царит сухая и солнечная погода. Летом с муссонами приходят дожди и тайфуны — ураганные ветры, сметающие всё на своём пути. На островах выпадает большое количество осадков: от 1000 до 2500 мм в год. Однако во всех районах Японии смена времён года весьма заметна: мягкая зима, дождливое и жаркое лето, ясная и сухая осень.

Быстрые горные реки с водопадами мало пригодны для судоходства. Их протяжённость невелика: длина только двух рек — Синано и Тоне, протекающих на острове Хонсю, — превышает 300 км.

Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Лесами заняты 67 % территории. На севере — это хвойные (ель и пихта) леса умеренного пояса. При движении к югу их сменяют сначала широколиственные леса (дуб, бук, клён), затем — хвойные леса из японской криптомерии, кипарисов, сосны (юг Хоккайдо и север Хонсю), следом (на юге Хонсю и севере Кюсю и Сикоку) —вечнозелёные широколиственные леса (зубчатый дуб, японская магнолия). На самом юге (юг Кюсю и острова Рюкю) простираются субтропические вечнозелёные леса. Но в любом районе Японии северные и южные растения часто растут по соседству. Так, на севере страны ель и берёза прекрасно уживаются с бамбуком, а на юге — пальма с сосной.

Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием, что объясняется изолированностью и удалённостью Японских островов от материка. В стране обитают японская макака, бурый медведь, коротконогий волк, лисица, соболь, ласка, горная антилопа. Встречаются разнообразные птицы, среди которых много перелётных и морских. Моря, реки и озёра Японии изобилуют рыбой.

Полезных ископаемых, имеющих практическое значение, немного — каменный уголь, медные и свинцово-цинковые руды. Поэтому страна вынуждена ввозить 80 % необходимого ей минерального сырья и топлива.

Японцы очень любят природу, и вся их традиционная культура выражает стремление человека к единению с природой. Об этом можно судить по древним праздникам с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры (японская вишня), осенний Праздник хризантемы, любования луной и любования кленовыми листьями. Распространены также икэбана — традиционное искусство составления букетов, бонсай — выращивание карликовых деревьев и бонсэки — разведение мини-садов. Символами своей страны японцы избрали хризантему и сакуру. В основе конструкции традиционного японского дома, которая сложилась к XVII—XVIII вв., также лежит принцип единства мира людей и мира природы. Раздвижные наружные стены позволяют японцам в тёплое время года легко устранять преграду, отделяющую внутреннее пространство дома от сада и чувствовать полное единение с природой.

Века изоляции

На Японских островах первый человек появился в эпоху палеолита (в 40— 12 тысячелетиях до н. э.). В середине IV в. н. э. в центральной части острова Хонсю сложился союз племён, переселившихся из Юго-Восточной Азии, Юго-Восточного Китая, Кореи. Возникновение союза считается началом японской государственности. День основания государства официально отмечается 11 февраля, однако этот праздник связан не с реальными событиями IV в., а с мифическим основанием Японской империи императора Дзимму в 660 г. до н. э.

Соперничеству различных родовых кланов был положен конец в VII в. н. э, когда власть перешла в руки императора Котоку Тайка (645— 654 гг.), правление которого проходило под девизом «Тайка» («великая перемена»). Все земли стали государственными, и император давал их в надел крестьянам, платившим налоги государству. В 710 г. была создана первая в Японии постоянная столица в городе Нара, в 794 г. перенесённая в город Хэйан (ныне Киото). К VIII в. на Японских островах сложился единый народ. Вся последующая история Японии была историей этого народа, одной национальной культуры. И в наши дни доля японцев в национальном составе населения страны превышает 99 %.

Абсолютная монархия продержалась в Японии недолго. Хотя номинально власть в IX—XI вв. находилась в руках императора, фактически её захватил аристократический род Фудзивара. Этот период — время одного из высших взлётов японской культуры, ему она обязана своими всемирно признанными литературными шедеврами.

В конце XI в. авторитет императорской власти падает. Соперничество за верховную власть родов Минамото и Тайра кончается победой в 1185 г. первого и утверждением его власти в стране. Глава рода Ёритомо создал новую политическую систему — сёгунат, при которой реальная верховная власть в Японии принадлежала сёгунам — верховным военным правителям (и наследовалась представителями их рода). Император же выполнял церемониально-символические функции высшей власти (такая система сохранялась в стране с XII по XIX в.). В этот период заметно выросла роль служилого дворянства — самураев, или буси, — возникшего ещё в X столетии. Дважды, в 1274 и 1281 г., Японию пытались захватить монголы, возглавляемые ханом Хубилаем, но неудачно.- обрушившиеся на их флотилии тайфуны, которым японцы дали название «камикадзе» (япон. «божественные ветры»), уничтожили монгольскую армию. К этому же периоду относится появление и распространение самурайского этического кодекса бусидо с его принципами аскетизма, дисциплины и морального долга.

В XVI в. на Японских островах появились европейцы (первые известия о далёкой стране привёз в Европу венецианский путешественник Марко Поло ещё в конце XIII в.): в 1542 г. — португальцы, в 1584 г. — испанцы. Они принесли с собой огнестрельное оружие, а также христианство.

Страна становилась всё более раздробленной, что привело в конце XVI в. к войне (1573—1603 гг.) между влиятельными землевладельцами за политическую власть в стране. Конец ей положил военачальник Иэясу Токугава, взяв верх над противниками в битве при Сэкигахара в 1600 г.

Токугавская Япония изолировалась от остального мира: в 1639 г. из страны были изгнаны все европейцы, запрещены христианство и все контакты с иностранцами. Исключение сделали лишь для голландцев, которым разрешили жить на маленьком острове Дэдзима, расположенном недалеко от Нагасаки. В XVII — первой половине XVIII в. сильная центральная власть и жёсткий контроль содействовали подъёму экономики. Стали бурно раз­виваться торговля и ремёсла, расширились посевные площади. На эти же годы приходится новый расцвет японской литературы и искусства.

В 1854 г. у берегов страны появилась американская эскадра, потребовавшая от японцев «открытия» страны. Япония была вынуждена согласиться с предъявленными ей требованиями. Вслед за этим последовало несколько неравноправных договоров, навязанных Японии Соединёнными Штатами и европейскими державами в 1854—1858 гг.

Япония фактически утратила часть своего суверенитета. Это было серьёзным ударом по экономике страны. Вспыхнувшая гражданская война 1863—1867 гг. и массовые недовольства привели к революции Мэйдзи исин (япон. «обновление»; «реставрация Мэйдзи», т. е. реставрация императорской власти) 1867—1868 гг. В результате была свергнута власть сёгунов из дома Токугава и к власти пришёл император Муцухито. Эта революция стремилась создать современное государство с сильной центральной властью по образцу западных стран. В Японии ликвидировали систему сёгуната и провели реформы во всех сферах жизни общества. Эти реформы часто копировали западные, но авторы пытались придать им японский дух.

В 1889 г. была обнародована первая японская конституция. Она предоставляла абсолютные права императору. Открывший свои заседания в 1890 г. первый японский парламент представлял собой совещательный орган при монархе.

В эпоху Мэйдзи в условиях крепкой центральной власти в Японии стремительно развивался капитализм. Стране потребовалось несколько десятилетий на то, что Западу удалось создать за несколько столетий.

В последние десятилетия XIX в. Япония начала всё более активно распространять своё влияние на соседние страны. В Китае и Корее её интересы столкнулись с интересами России. Япония взяла верх в японо-китайской войне 1894—1895 гг. и русско-японской войне 1904—1905 гг. В годы Первой мировой войны Япония захватила принадлежавшие Германии острова в Тихом океане, после Октября 1917 г. в России организовала интервенцию на её Дальнем Востоке (1918-1922 гг.).

За мировым экономическим кризисом 1929—1933 гг., больно ударившим по японской экономике (в некоторых областях её производство упало на 30—40 %), последовала новая волна экспансий. Сначала Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, а в июле 1937 г. напала на Китай, что положило начало японо-китайской войне 1937—1945 гг. В то же время в борьбе за передел мира Япония находит себе союзников: в 1936 г. — Германию, а в 1940 г. — ещё и Италию, подписав с этими странами Тройственный пакт. Одновременно она вынуждена (после разгрома её войск у озера Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939 г.) подписать с СССР в апреле 1941 г. Пакт о нейтралитете.

Япония, напав 7 декабря 1941 г. на американскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах, вступила во Вторую мировую войну. К середине 1942 г. японские войска захватили обширные территории в Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании. Однако с конца 1942 г. фортуна отвернулась от японской армии, и она проигрывала одно сражение за другим. После американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. стало ясно, что Япония проиграла войну. Тогда же СССР разгромил японскую Квантунскую армию, освободив Маньчжурию и вер­нув себе Сахалин и Курильские острова, с чем Япония не согласна до сих пор, настаивая на возвращении ей четырёх островов. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Она лишилась всех завоёванных с конца XIX в. территорий, были распущены вооружённые силы, проведены политические и экономические реформы. После войны Япония бросила все силы на восстановление, а потом на развитие экономики. Вначале она делала это при поддержке американских оккупационных сил, а затем развивала экономику самостоятельно.

Во внешней политике Япония долгое время после войны выступала как зависимая от США страна, но с увеличением её экономического веса в мире росли самостоятельность и авторитет в международных делах. Сегодня Япония входит в «большую восьмёрку» ведущих держав мира, участвует в крупнейших международных организациях. Одной из важнейших проблем внешней политики Японии остаётся заключение мирного договора с Россией, до сих пор не подписанного из-за так называемых «северных территорий», на которые претендуют обе стороны.

Уступая многим странам мира по размерам занимаемой площади, Япония превосходит большинство из них по численности населения, находясь по этому показателю на восьмом месте в мире. Средняя плотность населения в Японии очень высока и составляет 330 человек на 1 км2. Однако из-за неравномерности размещения населения (60 % жителей сосредоточены на 28 % территории) этот показатель ещё выше в равнинных районах страны, прежде всего на Тихоокеанском побережье, где крупные города непрерывно следуют один за другим. А вообще в городах в конце XX столетия проживает более 3/4 японских граждан. К крупнейшим относятся Токио (около 8 млн жителей), Осака, Иокогама, Нагоя, Киото, Кобе, Китакюсю, Саппоро, Фукуока, Хиросима.

Когда "Я" равно "Мы"

В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплочённый коллектив со строгим соподчинением членов — иерархией. Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов её успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор. Семья, школа и компания — три основных звена в жизни каждого японца.

Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и её детей. Готовая на любые жертвы мать и благодарно помнящие о её жертвенности сыновья и дочери — типичное для Японии явление.

Ребёнку до пятилетнего возраста позволяют практически всё, однако по мере того, как он взрослеет, всё больше становится ограничений, всё строже требуют от него полного послушания родителям, понимания своих обязанностей. В шесть лет японские мальчики и девочки идут в начальную школу. Проучившись в ней шесть лет, почти все они переходят в трёхлетнюю младшую среднюю школу, затем — в трёхлетнюю старшую среднюю школу.

Программы старшей средней школы различаются в зависимости от избираемого учеником отделения — общеобразовательного (для учащихся, готовящихся поступать в высшую школу на гуманитарные и естественно-научные факультеты) или профессионального (включает пять потоков: технологический, сельскохозяйственный, морского промысла, коммерческий и домоводства). Около 40 % выпускников средней школы поступают в университеты и институты. Престиж высшего образования в Японии очень высок. Среди университетов наибольшей известностью пользуют­ся основанные в конце XIX в. Токийский и Киотоский.

По окончании учебного заведения большинство японцев идут работать в компании — мелкие, средние, крупные. Для крупных японских фирм типичны три основные черты — пожизненный найм, оплата труда в соответствии с выслугой лет и профсоюзы. То, что в Японии принято называть пожизненным наймом, предполагает гарантию сотруднику постоянной работы в фирме вплоть до ухода на пенсию в 55 лет. Заработная плата рабочего регулярно повышается и зависит прежде всего от стажа, а не от трудового вклада. Профсоюзы организуют трудящихся для защиты своих интересов не по профессиональному, а по производственному принципу (как работников одной компании). Все эти особенности обеспечивают тесную взаимосвязь и взаимозависимость руководства и основной части работников на долгое время. Помимо этого в японских трудовых коллективах традиционно сильны «отеческие» отношения между начальником и подчинённым. Мастера интересуют не только их производственные дела, но и личная жизнь, положение в семье. Он присутствует на важнейших событиях в жизни сотрудника (фирма в таких случаях оказывает финансовую поддержку). На заботу и внимание работники отвечают компании своей преданностью.

Единство компании, её руководителей и рядовых работников достигается и иными способами. Во многих фирмах существуют униформы для работников, есть свои гимны и праздники. Рабочие и служащие стараются приобретать продукцию только своего производства, а руководители создают программы социального обеспечения и различных услуг и льгот для сотрудников, в том числе пенсионные пособия, медицинское страхование, строительство жилых домов, помощь по уходу за детьми и т. д.

Для японца компания — это очень важная часть его жизни не только потому, что работа в ней даёт ему заработок и обеспечивает существование его семьи, но и позволяет ощутить значимость и полноту жизни.

Сегодня большинство японцев причисляют себя к среднему классу. Для них это означает иметь высшее образование, хороший доход, дом или квартиру, современный легковой автомобиль, бытовую электронику, совершать поездки за границу.

Трудолюбивый, сдеражнный, а главное - свой

Об особенностях японского национального характера много пишут и говорят как побывавшие в Японии иностранцы, так и сами граждане Страны восходящего солнца. Японцев отличает сильная привязанность к своей семье, учебному заведению, месту работы, родине. Поэтому, представляясь незнакомому человеку, японец назовёт свою фамилию и имя, а вслед за этим не профессию или род занятий, как это принято в других странах, а школу или университет, если он учится, либо компанию, если он работает. Для японца очень важна принадлежность к определённой группе, без её поддержки он часто не способен активно и эффективно действовать. Японцы любят коллективно работать, путешествовать, отдыхать, но коллектив для них не просто группа людей, а именно группа «своих» (япон. «ути»). С каждым членом коллектива у него складываются свои отношения, и он точно знает своё место в групповой иерархии.

Другая важнейшая черта японского национального характера — трудолюбие. Его, как и прилежание, японцы называют первыми в списке положительных черт характера своей нации. Японское трудолюбие воспитано многовековыми традициями земледельческой культуры поливного риса, требовавшими усердного и прилежного труда. Сказались и природные условия островной горной страны с постоянной угрозой землетрясений, тайфунов, наводнений, где человек для выживания вынужден был полностью посвящать себя труду.

В отношениях с другими людьми японцы, как правило, очень вежливы, уважительны (хотя и то и другое нередко зависит и от иерархического, по японским представлениям, положения человека). Они верны слову, проявляют терпимость и склонность к компромиссу. Им вообще свойственны симпатия и сочувствие к людям, даже известная сентиментальность. Поскольку в Японии как высший моральный закон всегда почиталась верность своему долгу, чувство стыда за невыполненное обещание стало основной этической нормой поведения. Поэтому о японцах нередко пишут, как о самом стыдливом в мире народе, а японскую культуру называют «культурой стыда». Они обычно немногословны и в общении часто прибегают к языку мимики и жестов. Японцы очень дорожат своим престижем и честью, не любят насмешек, нередко принимают их за оскорбления и отвечают силой.

Японцы очень любопытны и многое перенимают у других народов (особенно у тех, чьё лидерство они признают). Эти черты, по мнению многих, сыграли важную роль в истории Японии, позволив её жителям освоить и закрепить в своей культуре сначала китайские, а потом западные заимствования и быстро совершенствоваться.

В то же время японцы очень бережно и любовно относятся к своему прошлому, национальным корням, поэтому, даже руководствуясь девизом «Вакон ёсай» («японская душа — западные знания»), они полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно вписывается в другое, более общее — патриотизм японцев.

Как чужое сделать своим

Для истории японской культуры как далёкого, так и недавнего прошлого типично сочетание двух черт: яркой самобытности и органично усвоенных элементов других культур. В древности японцы многое заимствовали у Китая, Кореи, а через них — у Индии, с середины XIX в. основной поток культурных заимствований идёт с Запада (начало ему было положено ещё в середине XVI в.).

С V в. японцы начали перенимать иероглифическое письмо у китайцев, хотя существуют оригинальные японские иероглифы. Древнейшие памятники, записанные иероглифами, были созданы в начале VIII в. («Кодзики» и «Нихон-сёки»). Китайскими иероглифами пишут только корни слов, для всего остального, а также и для написания иностранных (некитайских) слов японцы изобрели оригинальную слоговую азбуку — кана, которая состоит из хираганы и катаканы. В каждой из них 46 знаков (соответствующих 46 слогам). Звучание слогов в обоих вариантах сходно, а начертание обозначающих их символов различно. С помощью хираганы пишут служебные слова, суффиксы и окончания при «корневых» иероглифах. Катакану используют для записи иностранных слов. Проч­тение самих иероглифов тоже двойственно: одно соответствует китайскому, а другое чтение того же самого иероглифа — японскому слову соответствующего смысла.

Сходное переплетение самобытного и заимствованного существует и в религиозной жизни японцев. Основные религиозные верования в современной Японии — синтоизм и буддизм, на третьем месте, далеко позади, — христианство. Синтоизм, или синто (япон. «путь богов»), — исконно японская религия; буддизм в середине VI в. был заимствован из Китая и Кореи, христианство принесли с собой миссионеры-иезуиты в середине XVI в. Отличительная черта религиозной жизни Японии — веротерпимость (если не считать гонений на христиан в начале XVII в., Японии неведомы жестокие религиозные конфликты) и смешение верований, культов и обрядов из различных религий. В стране синтоизм и буддизм мирно сосуществовали и сосуществуют не только в обществе, но и в жизни людей. Так, в наши дни многие японцы празднуют свадьбу по синтоистскому обряду, а хоронят родственников по буддистскому. И синтоизм, и буддизм так тесно сплетены друг с другом, что из-за этого даже возникла путаница в статистических исследованиях: суммарное число верующих — буддистов и синтоистов — оказалось больше всего населения Японии. Синтоизм — религия, основанная на культе природы и почитании духов усопших, прежде всего духов предков. Синтоисты верят что божества — ками — живут в животных, растениях, камнях, водопадах и многих других предметах и явлениях живой и неживой природы. Души умерших предков становятся божествами. Верховное синтоистское божество — богиня солнца Аматэрасу.

Японский буддизм принадлежит к северной ветви, называемой махаяна (санскр. «большая колесница»). Она признаёт возможность обретения человеком спасения не через отречение от мира, а в миру. В прошлом влияние буддизма на духовную жизнь японцев было очень велико, как и его влияние на японское искусство.

Конфуцианство, проникшее в страну из Китая в начале VI столетия и имевшее в прошлом большое распространение в Японии, принима­лось её жителями как кодекс морального поведения, а не как религия. После Второй мировой войны конфуцианство утратило свои позиции в обществе, однако оставило глубокий след в японской культуре.

Христианство, проповедь которого была запрещена в стране в начале XVII в., вернулось в Японию во второй половине XIX в., и его популярность с той поры растёт. Среди японских христиан сегодня преобладают протестанты.

В Японии очень высоко ценится прикладное искусство: например, икэбана — составление букетов, тяною — чайная церемония, сочетающая тонкий эстетизм с буддийским миросозерцанием, и др. Они существуют уже в течение столетий, насчитывают множество школ и стали достоянием всех японцев, а не только избранных мастеров и ценителей.

Дома в японских городах представляют собой строения, выполненные из современных материалов, но и в них японцы стараются воспроизвести элементы традиционного дома — лёгкого деревянного сооружения, часть стен которого — сёдзи — раздвигается. Благодаря этому планировку помещений внутри дома легко менять. Центральное место в японском доме занимает ниша — токонома, где обычно висит свиток пейзажной живописи или стоит ваза с цветами. И то и другое должно соответствовать времени года. Мебели почти нет. На полу постелены циновки — татами. Сидят японцы на подушках, брошенных на эти циновки. Едят на низеньком маленьком столике. Когда приходит время сна, достают из стенных шкафов ватные матрацы и стелят их на полу. Войдя в дом, они снимают обувь и ходят по циновкам в носках или лёгких тапочках.

Многовековые традиции японской культуры живут также в очень популярных в настоящее время национальных видах спортивных единоборств — в борьбе сумо, дзюдо, каратэ, айкидо, в фехтовании на бамбуковых саблях кэндо и др.