Навигация:   Главная Восточная Азия Япония: краткая справка
Япония: краткая справка

Во второй половине XX века экономическое чудо, которое явила миру Япония, было предметом всеобщей зависти. Япония занимает второе место в мире по объему ВВП.

Япония играет немалую роль на международной арене. Она занимает одно из ведущих мест по объемам предоставляемой гуманитарной помощи и является важным источником мирового капитала и кредита.

Большинство населения страны живет в городах. Более 75 процентов сконцентрировано в гигантских мегаполисах на побережье четырех крупных островов - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Внутренние районы покрыты лесистыми вулканическими горами.

Краткий очерк

Стремительный экономический рост послевоенных лет, основывавшийся на невиданных успехах в производстве автомобилей и бытовой электроники, к 90-м годам стал пробуксовывать.

Азиатский финансовый кризис 1997 года и спад производства ускорили проведение масштабных реформ в банковском секторе, в структуре государственных расходов и в частном секторе экономики.

В Японии сохраняется традиционное общественное устройство, в котором важнейшую роль играет жесткая социальная и трудовая иерархия. Хорошим тоном для японца считается проработать всю жизнь в одной и той же компании.

Однако теперь эту традицию, как и многие другие, начинает ставить под сомнение молодежь Японии, куда более открытая западным влияниям и культуре, чем прежние поколения.

Отношения Японии с соседями по-прежнему в большой мере омрачает наследие Второй мировой войны и предшествовавших ей региональных конфликтов. Признание того, что японцы бесчеловечно обращались с населением оккупированных стран, нелегко дается правящим кругам Токио.

Бурю возмущения вызвало в Южной Корее решение японского суда, отказавшего в выплате компенсаций кореянкам, которых японские военнослужащие во время войны использовали как секс-рабынь.

Кроме того, Сеул и Пекин неоднократно выражали протесты по поводу того, что в японских школьных учебниках истории едва упоминаются военные преступления Токио. В свою очередь, Токио обвиняет Пекин в антияпонском подходе к истории.

Реакция в стране на решение послать японские войска в Ирак в 2003 году после проведенной там США военной кампании была неоднозначной. Противники этого решения утверждают, что оно явилось нарушением пацифистской конституции Японии.

Поскольку Япония лежит на стыке как минимум трех тектонических плит, на нее приходится пятая часть всех землетрясений, фиксируемых в мире. Власти страны установили плановые показатели снижения количества жертв и экономического ущерба от мощных землетрясений в будущем.

Факты

  • Официальное название: Япония
  • Население: 128 млн чел. (данные ООН, 2008)
  • Столица: Токио
  • Площадь: 377 864 кв.км
  • Основной язык: японский
  • Основные религии: синтоизм, буддизм
  • Средняя продолжительность жизни (муж./жен.): 78 лет/85 лет (данные ООН)
  • Денежная единица: 1 иена
  • Основные статьи экспорта: автомобили, компьютеры и комплектующие, химикаты, научное оборудование, часы
  • Среднегодовой доход на душу населения: 38 980 долларов (данные Всемирного банка, 2006)
  • Домен в интернете: .jp
  • Международный телефонный код: +81

СМИ

Мир японского телевидения и радио хорошо развит и динамичен. За зрительскую и читательскую аудиторию воюют многочисленные общественные и частные СМИ, уже завоевавшие добрую репутацию.

В стране имеются пять общенациональных эфирных телеканалов, включая общественное вещание корпорации Эн-эйч-кей, которая также вещает на нескольких каналах общенационального радио. Эн-эйч-кей финансируется в основном за счет лицензионного сбора, выплачиваемого владельцами телевизоров.

Ключевое слово для японских электронных СМИ - диверсификация. Вслед за широким распространением платного спутникового и кабельного телевидения Эн-эйч-кей и других компаний, которое в стране смотрят миллионы, Япония первой перешла к освоению так называемого "телевидения высокой четкости". Один из каналов Эн-эйч-кей специализируется именно на этой новой технологии.

Кроме того, все больший размах приобретает цифровое эфирное телевещание.

Наибольшей популярностью у зрителей пользуются новости, художественные фильмы, эстрадные программы и спортивные трансляции - особенно бейсбол. Зарубежные программы не занимают существенного места в сетках вещания, однако западное влияние нередко явственно ощущается в собственно японских передачах. Впрочем, идея "реалити-шоу", в которых обычных людей ставят в необычные ситуации, - использовалась в Японии еще задолго до того, как привилась в США и Европе.

Японцы - заядлые читатели газет: 80 процентов населения прочитывают хотя бы одну газету каждый день. Ведущие издания имеют миллионные тиражи, причем выходят они несколькими изданиями - утро, днем и вечером. Однако конкуренция со стороны интеренета и других СМИ в последнее время приводит к сокращению тиражей и доходов от рекламы.