Навигация:   Главная Восточная Европа Днепропетровск
Днепропетровск

Днепропетровск — город, областной центр Днепропетровской области Украины. Численность населения — 1 миллион человек; третий город по численности населения на Украине после Киева и Харькова. Расположен на обоих берегах среднего течения Днепра.

История Днепропетровска

Флаг ДнепропетровскаИстория Днепропетровска начинается в 1776 году когда он был основан по указу Екатерины II. В ее честь город получил название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении ее в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте.

22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая  9 мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора. Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом и сейчас здесь  - центр современного Днепропетровска.

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II , а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.

Герб ДнепропетровскаК концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в т.ч. дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек. В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название. В 1820 году в Екатеринославе отбывал ссылку и жил А.С.Пушкин. В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек, а в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики – чугунолитейные, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопных и кожевенных. В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет  через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская  железная дорога связала Донбасс с Кривбасом.

После открытия в районе Кривого Рога железорудных и угольных месторождений, началось бурное промышленное развития края и его центра. При активном участии французского и немецкого капитала, в городе и его окрестностях появилось несколько крупнейших металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное  депо Екатеринослава стало крупнейшим  на юге Российской империи. Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло и если  в 1865 году  в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году  -  уже  более 121 тыс. человек. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай – 3-й в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.

В начале ХХ века  город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось  и составило 252,5 тыс. человек. В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.  В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев - в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября – власть в городе перешла к частям Белой армии. В 1918-1919 годы, во время существования  Украинской народной республики, город назывался Сичеслав, а с 1919 года по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.

Днепропетровск — век XXI

С началом нового века жизнь города начала постепенно оживать после кризиса 1990-х годов. Начали появляться новостройки, новые торговые и торгово-развлекательные центры («Дафи», «Новый мост», «Материк», «Вавилон», «Цунами», «Гранд-Плаза», «Арена», «Хай-тек»), автосалоны (в том числе таких престижных марок как «Ягуар», «Мазерати»), кинотеатры современного формата. Сильно развилась сеть банковских учреждений.

Экономика Днепропетровска

Основными отраслями специализации Днепропетровской области являются: черная металлургия и машиностроение (и прежде всего тяжелое), а также химия и электроэнергетика. Область является ведущим производителем в Украине марганцевой (100%) и железной руды (до 90%), дает до 2/3 стальных труб и до 70% проката от общеукраинского уровня. Таким образом, регион является основной металлургической и машиностроительной базой Украины.

Характеризуется высоким уровнем развития тяжелой индустрии. На Днепропетровщине изготавливается 15.6% всей промышленной продукции Украины. Область занимает второе место по Украине. Добывается 100% марганцевой товарной руды, 82.4% железной руды, производится 72.3% труб, 36.2% металлопроката, 33.6% чугуна, 32.1% стали, 28% кокса от общего объема по Украине.

Днепропетровск на карте УкраиныПозволяет изготовлять трубы более чем 140 тыс. типоразмеров из 400 марок сталей различными способами горячей и холодной деформации, центробежного литья, методом сварки.

Освоена технология производства стальных труб широкого сортаменту с эмалевым покрытием, а также труб из латуни, алюминия, титана, циркония. Изготавливаются цельнокатаные железнодорожные колеса, бандажи, кольцевые изделия, которые экспортируются более чем в 35 стран мира.

Представляет собой высокоразвитую отрасль экономики. Занимает второе место в Украине по установленной мощности. Основную часть в структуре электрогенерирующих мощностей составляют Приднепровская и Криворожская тепловые электростанции общей мощностью 4.7 тыс. МВт и Днепродзержинская гидроэлектростанция мощностью 0.35 тыс. мвт. В области изготавливается 8.9% объема производства электроэнергии в Украине.

Метро

Днепропетровский Метрополитен был открыт 29 декабря 1995 г. Метрополитен состоит из 6 станций, длина линии всего 7,8 км. Интервал движения: 7-17 мин. (возможно 5 мин.)

Аэропорт

Международный аэропорт "Днепропетровск" расположен в 15 км. от городского центра, к юго-востоку, около поселка Старые Кодаки. История создания и развития днепропетровского аэропорта интересна и необычна. После изгнания немцев из Днепропетровска в районе села Старые Кодаки остаются аэродромные сооружения: металлическая взлетно-посадочная полоса, ангар, подсобки и капитальное одноэтажное сооружение. Отсюда и берет свое начало история аэропорта Днепропетровска.

Достопримечательности Днепропетровска

Днепропетровск - областной центр, имеющий более миллиона жителей. Город развивается быстрыми темпами, и на фоне новостроек, всё больше становится видна старинная часть построек.Достопримечательностей в городе множество, это и памятники деятелям культуры, и фонтаны, имеющие различное оформление, и многочисленные мосты через реку Днепр, соборы и музеи, и естественно набережная, имеющая длину более 23-х километров, что делает её самой длинной набережной в Европе.

Интересно то, что вплоть до начала 1960-х гг. город как бы отворачивался от реки: вдоль Днепра шли бесконечные склады и мелкие заводики, мест отдыха фактически не было, а река использовалась только как транспортная артерия.

Однако, то, что город был промышленным гигантом и накопил миллионы тонн шлаков - отходов металлургии, дало возможность сформировать и укрепить берег широким бульвар вдоль реки. Создать парковую зону раскрытую на водные просторы, а также провести с запада на восток, вдоль всего города, новый широкий проспект – Набережную.

Преображенский собор

В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие на Юг России к черноморскому побережью. Путешествие Екатерины ІІ сперва планировалось осуществить весной 1784 г. Однако оно состоялось несколькими годами позже, с января по июль 1787 г. 22 апреля Екатерина ІІ уже оставила Киев и направилась вниз по Днепру, где императорская флотилия должна была преодолеть днепровские пороги и пройти к устью реки, посетить новый город Херсон, а потом, осмотреть недавно (с 1783 г.) присоединенный к Российской Империи Крым, переименованный в Тавриду.

Посещение Крымского полуострова, особенно его юго-западной оконечности с городом Севастополем, являлось конечной и главной целью императорского путешествия. Путь императрицы лежал через бывшие запорожские земли. Екатерина ІІ, проведя в Новом Кодаке два дня (7-8 (18-19) мая 1787 г.), 9 (20) мая утром выехала к местности неподалеку слободы Половицы для закладки Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра.

Cпасо-Преображенский кафедральный собор

История Преображенского собора неразрывно связана с развитием нашего города и края. Указом Екатерины II от 30 марта 1783 года на юге Украины создается новая административно-территориальная единица – Екатеринославское наместничество, объединившее Азовскую и Новороссийскую губернии.

Мерефо-Херсонский мост

Вторым мостом через Днепр в районе города стал Мерефо-Херсонский. За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, он взят под охрану государства как памятник архитектуры. Решение о строительстве моста было принято еще до революции 1917 г. В 1912-1914 гг. был разработан его проект и начато строительство.Было установлено 22 опоры металлического моста, спроектированного академиком Г. П. Передерием. Его возведение прервала Первая мировая война, и только в 1929 г. окончательно созрело решение о завершении его строительства. Тогда понадобилось соединить с левобережьем открытый для движения железнодорожный ход Лоцманская - Апостолово.Автором нового проекта моста стал Н. М. Колоколов, предложивший впервые в истории мостостроения применить монолитный железобетон.

Монастырский остров

Монастырский остров, полумесяцем огибающий главный городской холм Днепропетровска, - место в своем роде уникальное и загадочное. Вряд ли какой-то из уголков мегаполиса может сравниться с ним по количеству окутывающих его легенд, преданий и научно-фантастических гипотез. Жители Днепропетровска любят пляжи острова, прогулки по его парку.

Днепропетровск
Множество детей катаются на расположенных тут атракционах. Белая церковь с золотым куполом в укромном месте острова отлично просматривается с многих точек города, она стала одним из признанных символов Днепропетровска. Возле церкви находится крест, который по приданию установил апостол Андрей в I веке.

История области

Официальная история Днепропетровсканачинается с 1776 года, когда российская императрица Екатерина II решила построить южную столицу Российской империи. Меньше чем через сто лет, в 1862 — м, в Екатеринославле уже насчитывалось около 50 промышленных предприятий и более 22 тыс. жителей. Знаменательным для истории города стал 1870 год, когда по инициативе О. Поля на востоке и западе города начались разработки железной руды и угля. Невероятно, но в крае, столицей которого стал Днепропетровск, есть, по существу, все, что человечество добывает из — под земли.

Современный Днепропетровск — это многофункциональный областной и промышленный центр, важный транспортный узел межобластного значения, центр городской агломерации. В городе обитает более 1,1 млн. жителей. Площадь города — 37,9 тыс. га. Неотъемлемой частью Днепропетровска считают 5 красавцев — мостов, среди каких двухъярусный железнодорожный и новый Южный мост, который соединяет не только два берега большой реки, а и две части Украины.

В течение всей истории Днепропетровск формировался и развивался как место сосредоточения базовых отраслей тяжелой промышленности — металлургической, машиностроительной, топливной и химической и уже почти век сохраняет звание центра черной металлургии.

Здесь функционируют такие всемирно известные гиганты, как «Днепропетровский металлургический завод им. Петровского», которому больше 110 лет, «Днепропетровский трубный завод», «Нижнеднепровский трубопрокатный завод». Ярким примером современного машиностроения и гордостью Днепропетровска и всей Украины является ПО «Южный машиностроительный завод им. Макарова» и конструкторское бюро «Южное».

Днепропетровск — город действительно уникальный, как по духовному наполнению, так и по архитектуре.