Навигация:   Главная Восточная Европа Мытищи
Мытищи

Город расположен на западной окраине Мещёрской низменности, на р. Яуза и её притоках - реках Работня и Сукромка, в 19 км к северо-востоку от Москвы (имеет границу с Москвой по кольцевой автодороге). Ж.д. станция. Мытищи - крупный промышленный, научный и культурный центр Подмосковья. В Мытищенском районе водохранилища: Клязьминское, Пироговское, Пяловское, Учинское, Пестовское, Икшинское.

Исторический очерк

Основан как небольшое укрепление на древнем торговом пути-волоке, протяжённостью около 7 км, связывавшем Яузу с Клязьмой на том месте, где собиралась проезжая пошлина - мыт. В 14 в. этот волоковый путь был заброшен и место, где ранее собирали мыт превратилось в мытище (сравните с городище - "место, где был город" и т.п.). Как Яузское мытище впервые упоминается в духовной грамоте старца Симонова Монастыря Андреяна Ярлыка в 1460 г. Селение, возникшее при мытище, в 17 в. называлось сначала просто село Намытище, затем село Мытище, в 19 в. село Большие Мытищи.

В конце 16 в. на месте будущего города находилось село Лошаково. После Смутного времени селения Подмосковья стали возрождаться, и крестьяне окрестного села Заболотье решили перебраться на более сухое и удобное место. Они перенесли свои избы на участок, где когда-то находилось село Борисово, а ещё раньше - собирали мыт. В писцовой книге 1623-24 гг., в которой описывались владения Троице-Сергиева монастыря написано, что "... треть села Черкизова на реке Клязьме ... полсела Мытищ, что была деревня Лошаково на речке, на мытище ..."Согласно писцовой книге за 1631-33 гг. при описании этой местности упомянуто "... половина того села государева, а другая половина Троицкого Сергиева монастыря в вотчине ... К селу же Мытищу к государеве половине пустошь, что было село Заболотье ...". Центр царской вотчины распологался в расположенном к юго-западу селе Танинском (со второй половины 18 в. - Тайницкое, Тайнинское).

На плане Генерального межевания 1784 г. кроме села Мытищи показана также деревня Новосёлки, Мытищи тож, которые в списке населённых мест именуются как село Большие Мытищи и деревня Малые Мытищи соответственно. В конце 18 в. по указу Екатерины II от Мытищ был проложен Мытищенско-Московский самотёчный водопровод для снабжения Москвы водой из мытищенских ключей. Водопровод вступил в строй в 1804 г.

В 18 в. население занималось бахромным промыслом, извозом, производством кирпича. В середине 19 в. появились текстильные предприятия. По селу получила название станция Мытищи (открыта в 1862 г.), а пристанционный посёлок стал ядром будущего города. В 1860-х гг. Мытищи становятся важным транспортным узлом на ближайших подступах к Москве.

В 1896 г. в Мытищах вступил в строй один из крупнейших в России вагоностроительных заводов, принадлежавший группе московских проышленников во главе с С.И. Мамонотовым. При заводе возник посёлок для рабочих. Пристанционный посёлок и заводской посёлок стали ядром будущего города. В 1909 г. была построена первая в России фабрика искуственного шёлка "Вискоза".

Мытищенская волость в 1919 г. была переименована в Пролетарскую. Город Мытищи с 17.08.1925 г. В 1932 г. в черту города были включены окрестные сёла Большие Мытищи, Заречная слобода, Перловка, Тайнинка, деревни Рупасово, Шарапово и другие.

Экономика

Ведущие предприятия: АО - "Метровагонмаш", "Мосстройпласт", "Приборостроительный завод", "Электротехнический завод", "Завод художественного литья". В Мытищах производятся вагоны для метрополитена, автосамосвалы, электронная аппаратура, кабельная продукция, шерстяные ткани, уникальная скульптура, дорожные знаки. В Мытищинском районе: Жостовская фабрика декоративной росписи (деревня Жостово; художественный промысел известен с начала 19 в.); Федоскинская фабрика миниатюрной живописи (деревня Федоскино; промысел известен с 18 в.). Пригородное сельское хозяйство, декоративное цветоводство.

Транспорт Мытищ

Внутригородской общественный транспорт представляет собой сеть автобусных маршрутов и сеть маршрутных такси. Уличного электрического транспорта в городе нет. С Москвой город связывает прежде всего железная дорога Ярославского направления, существенно реконструированная в 2003. Достаточно давно обсуждается вопрос строительства в город линии метрополитена. Был даже период, когда на картах метро в вагонах была отображена перспективная станция «Челобитьево» Калужско-Рижской линии и в плане запуск станции был намечен на 2005г. Но до настоящего времени вопрос с метрополитеном не определён. Хотя периодически появляется ряд статей на эту тему с самыми разными вариантами реализации, начиная от скоростного трамвая, лёгкого метро, ответвления от железной дороги, и заканчивая информацией как о продлении линии обычного метро от станции Медведково, так и о строительстве новой линии через станцию ВДНХ. К сожалению, перспектива строительства метрополитена в город, производящий вагоны для метро, на данный момент очень маловероятна и неопределённа по трассировке.