Навигация:   Главная Передняя Азия История Ирана
История Ирана

Похожая на знаменитый персидский ковёр страна под названием Иран с древнейших времён была известна как Персия (Парс, Персида, так называли историческую область Фарс на юге Ирана древние греки). Это название стало официальным и сохранилось вплоть до 1935 г. Красочные персидские ковры — прочные и искусно вытканные — много веков могут храниться и радовать глаз великолепными узорами и тонким орнаментом. Так и Иран — государство древнейшей культуры — сохраняет свой притягательный и неподвластный времени орнамент.

Сквозь века

В известном произведении немецкого философа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» собраны блестящие философские афоризмы и суждения, якобы принадлежавшие древнему иранскому пророку и основателю зороастризма (сейчас его имя произносят и как Зороастр, и как Заратуштра). Точно не известно, где и когда жил сам Зороастр. Предположительно, в начале I тысячелетия до н. э. Однако ещё в III тысячелетии до н. э. древние индоевропейцы из Северного Причерноморья, которых называют индоариями, пришли на территорию современного Ирана и дальше направились в Индию. Поэтому сами персы (основное население Ирана; самоназвание — ирани) имеют глубокое языковое родство с народами Европы. Их язык — фарси — входит в индоевропейскую языковую семью.

Зороастризм стал государственно!': религией державы Ахеменидов — первой великой иранской империи, которая образовалась в VI в. до н. э. Власть Ахеменидов распространилась на всю Юго-Западную и Западную Азию, он; захватили Египет и проникли в Среднюю Азию. Державу Ахеменидов разгромил Александр Македонский в 350 т. до в, э. Однако на территории Ирана и сопредельных стран возникли новые империи: сначала Парфянское царство (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.), которое успешно боролось с Римской империей, а затем государство Сасанидов (224—651 гг.), цари которого неоднократно разбивали войска византийских императоров. Иранские империи были как бы связующим звеном между великими державами запада Евразии (Римской и Византийской) и китайскими государствами на востоке материка.

Богатые культурные и политические традиции Ирана были созданы именно в это славное тысячелетие — с VI в. до н. а до начала VII в. н. э. Иранские «цари царей» оставили довольно много величественных памятников своего могущества: наскальные надписи, высеченные в камне громадные скульптуры и развалины царских дворцов Персеполя (древней столицы Ахеменидов), которые до сих пор потрясают воображение людей.

В VII в. Иран был завоёван арабами, которые принесли с собой новую религию — ислам. Однако культура бывших кочевников с Аравийского полуострова явно уступала в притягательности и утончённости местным культурным традициям и не смогла их побороть.

В Средние века Иран прославили великие поэты — Омар Хайям (около 1048 — после 1122; он был также математиком и философом), Абулькасим Фирдоуси (около 940—1020 или 1030), Джалаледдин Руми (1207— 1273). Все они творили на языке фарси, поэтому и таджики считают их своими (в Средние века таджикский и фарси были диалектами одного и того же литературного языка). Своеобразие иранской культуры проявилось в персидской книжной миниатюре — небольших цветных иллюстрациях к поэтическим произведениям и эпическим сказаниям.

С XVII в. начинается закабаление Персии европейским капиталом. В 1907 г. Иран был разделён на сферы влияния между Великобританией и Российской империей. Во время Второй мировой войны он был оккупирован советскими и английскими войнами, которые не допустили его участия в войне на стороне гитлеровской Германии. В 1943 г. на знаменитой Тегеранской конференции США, Великобритания и СССР решали судьбы будущего послевоенного устройства мира. После войны последний ах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви 1919—1980) попытался модернизировать культурную и экономическую жизнь страны на европейский манер, подобно реформам Ататюрка в Турции. Но его реформы провалились, и в 1979 г. монархия в Иране была сменена исламской революцией. Вождь этой революции, аятолла (духовный лидер) Рухолла Мусави Хомейни (1900—1989) провозгласил Иран исламским государством, в котором западные принципы устройства общества недопустимы. В результате резко ухудшились отношения Ирана с США и многими государствами Европы. Женщинам запретили выходить из дома без паранджи, мужчинам — брить бороду; стали преследовать немусульман.

Иран — единственное государство в исламском мире, где господствует шиизм (течение в исламе), который враждебен преобладающему в других странах суннизму. Поэтому Иран одинок и среди исламских стран — он противостоит и Ираку, и Турции, и Саудовской Аравии. Религиозные противоречия наряду с территориальными притязаниями на богатые нефтью районы Ирана послужили причиной кровопролитной ирано-иракской войны (1980—1990 гг.). Однако почти во всех мусульманских странах есть шиитское меньшинство, которое поддерживает Иран и смотрит на него как на защитника.

"Яркая Бахрома"

Русский поэт Сергей Александрович Есенин посвятил стихи из цикла «Персидские мотивы» Ширазу — удивительному городу, где «родились все лучшие персидские лирики», как объяснял он в одном из писем. Именно в Ширазе жили и похоронены поэты Саади (между 1203 и 1210—1292) и Хафиз (около 1325— 1389 или 1390). Окрестности Шираза со знаменитыми плантациями роз Есенин называл «шафранным краем» — пряным и упоительным.

Шираз расположен на юге Ирана. Так сложилось, что и другие, наиболее красочные узоры «персидского ковра» расположены на окраинах страны. В центре страны — засушливые, дышащие жаром районы Иранского нагорья и пустыни Деште-Кевир, а по краям, словно красочная бахрома, — благодатные и хорошо освоенные области. На севере — побережье Каспийского моря, прикрытое от зноя пустыни Деште-Кевир высоким горным хребтом Эльбурс. В этом благодатном крае апельсиновых рощ исстари выращивают также рис для традиционного плова. У подножия Эльбурса расположился и Тегеран, основанный, возможно, в IX в. (как город упоминается с XII в.). Когда в XVIII в. Тегеран стал столицей, его облик основательно изменился сейчас в нём можно увидеть архитектурные памятники XVIII—XIX вв., а более ранние не сохранились. Чуть западнее расположен Тебриз со старинными мечетями — столица Иранского Азербайджана. В Иране проживает около 10 млн азербайджанцев (они являются вторым по численности народом страны). Некоторое время этот город был столицей Ирана. На северо-востоке государства расположена густонаселённая провинция Хорасан, один из древнейших очагов земледельческой культуры на планете. В Хорасане находится святыня шиитов — город Мешхед с мечетями лазоревого цвета (здесь похоронен и, зять пророка Мухаммада). Юго-западная окраина Ирана заселена арабами, а также племенами луров, бахтиаров и др.

Главным богатством района является нефть и природный газ. Их продажа составляет около 80 % экспорта. Нефтяные и газовые месторождения открыты и в других областях страны, в том числе на шельфе Персидского залива. Тем не менее 2/3 национального дохода продолжают давать сельское хозяйство (здесь выращивают пшеницу, ячмень, рис, хлопчатник, боковые культуры, фрукты и виноград, разводят овец и коз) и пищевая промышленность; лишь немногим более 1/3 приходится на долю нефтяной промышленности, металлургии и машиностроения.