Навигация:   Главная Северная Африка Экономика Туниса
Экономика Туниса

Когда в 1956 Тунис получил независимость, он являлся аграрной страной. С тех пор значительно расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но далеко не преобладающим сектором экономики.

Внутренний валовый продукт (ВВП) Туниса в 2002 составил 67,13 млрд. долл. США. В последние годы неуклонно увеличивался доход на душу населения, с 1956 по 1997 он вырос с 300 до 2034 долл., а в 2002 составил 6800 долл. на душу населения.

Развитие экономики в независимом Тунисе шло относительно быстрыми темпами, но, как выяснилось, не всегда в верном направлении. Это стало проявляться на протяжении 1970-х годов, но особенно очевидным стало в 1980-е годы, когда одновременно с жесточайшей засухой, поразившей сельское хозяйство, сократился объем экспорта нефти. Внезапное падение мировых цен на нефть вызвало в 1986 кризис платежей, что побудило правительство Туниса обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду (МВФ).

Последствия кризиса были сглажены в 1987, когда были повышены мировые цены на нефть, а частые осадки позволили собрать хороший урожай. Тем не менее в результате негативного воздействия военных действий в зоне Персидского залива на развитие экспорта и туризма в 1991 правительство Туниса было вынуждено прибегнуть к жесткой экономии государственных средств. Страна быстро оправилась от последствий войны, и в 1992 ВВП увеличился на 8,6%. В июле 1995 между Тунисом и Европейским союзом было достигнуто соглашение о либерализации торговли.

Трудовые ресурсы

В 1994 в экономике Туниса было занято 2,8 млн. человек, ок. 77% из них мужчины. Приблизительно 22% трудовых ресурсов было сосредоточено в сельском хозяйстве, 20% – в обрабатывающей промышленности, 29% – в сфере услуг, 14% – в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе и 13% – в сфере строительства. Рост безработицы в 1993 вынудил многих тунисцев искать работу за пределами родины. Многочисленность тунисской диаспоры свидетельствует о неблагоприятной ситуации в области занятости, но в то же время денежные переводы из-за границы составляют важный источник накоплений иностранной валюты. В последнее время правительство поощряло отъезд тунисцев на заработки в Саудовскую Аравию, что было вызвано оттоком рабочей силы из таких стран, как Франция и Ливия.

Энергетика

В 1994 источником приблизительно 54% потребляемой в стране энергии служила сырая нефть. В сельских районах важным энергоносителем служит древесина, на долю которой в 1985 пришлось 14% потребленной в стране энергии. Несмотря на то, что производство сырой нефти превышает внутренние потребности страны, Тунис вынужден импортировать некоторую часть нефти. Кроме того, поскольку развитие мощностей национальных нефтеперерабатывающих предприятий не соответствует потребностям страны, Тунис вынужден закупать за рубежом свыше 50% потребляемых нефтепродуктов. В 1994 в стране было выработано около 6 млрд. кВт/ч, приблизительно в четыре раза больше по сравнению с 1975.

Транспорт

На момент достижения в 1956 независимости Тунис располагал системой транспортных коммуникаций; за прошедшие годы она значительно расширилась и улучшилась. Главные города соединены железнодорожным сообщением и автодорогами с твердым покрытием, железнодорожной колеей с побережьем связан ряд внутренних районов, где производится добыча фосфоритов. Страна располагает четырьмя коммерческими морскими портами: Тунис-Ла Гулетт (Тунис-Хальк аль-Уэд), Бизерта, Сус, Сфакс и Габес. Имеется также нефтяной терминал в Схире на побережье залива Габес, который связан с внутренними районами нефтедобычи нефтепроводами.

Тунис связан с Алжиром железной дорогой и шоссе, а с Ливией, поскольку железнодорожный путь обрывается в Габесе, только автотрассой. К настоящему времени система железнодорожных путей модернизирована и расширена. Торговый флот Туниса относительно невелик, но он перевозит значительную часть экспортно-импортных грузов.

Пять крупных городов располагают собственными аэропортами: Аль-Увайна (Тунис-Картаж), Монастир, Джерба, Таузар и Табарка. Большинство международных авиарейсов обслуживается аэропортом Аль-Увайна вблизи столицы.