Навигация:   Главная Северная Африка Египтология
Египтология

Четвертый экологический кризис, по данным Матюшина Г.Н., именуемый Махачкалинской регрессией моря, произошел в отрезок времени, совпадающий с периодом упадка трипольской культуры, а именно: со второй половины IV до начала II тыс. до н. э. Археологи отмечают в этот период падение уровня Каспийского моря на 40.5 метров ниже уровня океана. На обширной территории исчезают (уходят) озерные жители, в степях появляются первые пастушеские племена. Появление кочевников явное следствие экокризиса: из-за аридности (засушливости) земель происходит снижение урожайности сельхозкультур; недостаток растительной пищи начинает компенсироваться увеличением потребления мяса животных. Животноводство из домашнего превращается в кочевое из-за увеличения поголовья скота и уменьшения пастбищ вследствие засухи. Такова цепочка изменений в способе хозяйствования племен, ранее обеспечивающих свое существование земледелием и домашним животноводством.

Но такой способ ведения хозяйства не мог обеспечить все, к тому времени многочисленное население территорий, охваченных засухой. Потому спасением была миграция в области более увлажненные (север России) или обеспеченные речной водой полноводных крупных рек (долины Евфрата, Тигра, Нила, Инда). Что и произошло: часть племен плотно заселенной территории Причерноморья мигрировало в лесную зону России; часть ушла в великие долины юга; часть приспособилась к ведению пастушеского хозяйства.

Продвижение индоевропейских племен по территории Малой Азии и Ближнего Востока не могло не оставить свой след, так как миграция была в рамках той эпохи исключительно масштабной. Прежде чем индоевропейцы достигли благодатной долины Нила, им приходилось делать остановки. Следы мигрантов, конечно же, присутствуют в археологических находках Анатолии и Ближнего Востока, но выделить их крайне трудно. Можно только отметить наличие в археологических культурах Востока и расписной керамики и глиняных статуэток (культура Халаф, например), но они датируются более ранним периодом истории (V тыс. до н. э.).

Явственный след трипольцев обнаруживается по письменным источникам следующей волны индоевропейцев, которые наткнулись здесь на племена с родственным языком, но уже частично ассимилированные. В 18-15 вв. до н. э. племена хеттов, касситов и митаннийцев вторглись на территорию Малой Азии. Воинственные индоевропейцы, захватив огромные пространства Анатолии, Междуречья и Ближнего Востока, образовали здесь ряд государств: Хеттскую империю, Митанни, Ассирию. В числе подданных хеттских царей были племена, с так называемым, лувийским языком. Расшифровка этого языка, образцы которого сохранились в памятниках хеттской империи, показала принадлежность его к индоевропейской группе языков. Иначе как следами древнего переселения трипольцев, появление здесь индоевропейцев объяснить нельзя.

Но больший интерес, конечно же, вызывает вопрос о существовании следов материальной культуры трипольцев на территории Египта. Первое с чем сталкиваются археологи, раскапывая памятники энеолитических культур - это керамические изделия с разнообразными орнаментами. Одни племена наносили рисунки краской, как трипольцы, другие выдавливали орнамент по сырой глине. По этим рисункам можно узнать многое: какое племя жило на том или ином месте, откуда оно пришло. Орнаменты, которые использовали родственные племена, были схожими. Так известно, что разрисовывали свою посуду краской, наряду с трипольцами, племена Ближнего Востока и Средней Азии. И те, и другие являются представителями индоевропейской общности древних народов: в Средней Азии - иранские племена; на Ближнем Востоке - лувийцы, хетты, митаннийцы, касситы (те же иранцы).

Интересующий нас вопрос о керамике древних египтян подтверждает нашу гипотезу - слишком явное сходство египетских сосудов с изделиями трипольцев и древнеямцев. В Египте найдено масса сосудов с характерным для всех индоевропейцев орнаментом спирали, символом солнечного божества. Выполнен орнамент краской в соответствии с традициями трипольских гончаров, а обнаружен в Египте.

Другим характерным атрибутом культуры древних народов является обряд погребения, также характеризующий уровень культуры и этническую принадлежность погребенных. И в данном случае обнаруженные в Египте захоронения периода, когда еще мумифицирование не вошло в обычай, напоминают захоронения трипольской, древнеямной и афанасьевской культур севера Евразии. Часто в египетских захоронениях погребенные лежат в позе "спящего" (или эмбриона), подогнуты ноги и руки. Абсолютную аналогию такого способа захоронения составляют погребения другой индоевропейской археокультуры, развившейся несколько позже на основе трипольской и древнеямной культур - катакомбной.

Возвращаясь к фото, надо пояснить, что данное погребение, вернее "субъект", погребенный здесь имеет имя - "Рыжик". Археологи, откопав его в песках, были поражены хорошим состоянием останков усопшего, к тому же, всех шокировал ярко рыжий цвет его волос. О том, что блондины в Египте были не редкость, свидетельствуют и письменные документы о ритуалах принесения кровавых человеческих жертв, причем жертвами всегда объявлялись рыжие люди (сведения взяты у Г.Климова). С чем связано такое предубеждение против рыжих у египтян - трудно объяснить, но, во всяком случае, оно говорит о том, что светловолосые люди в Египте были не редкостью.

Еще одним аргументом в пользу гипотезы индоевропейского происхождения древнеегипетской цивилизации является "чудо света" египетской культуры - пирамиды. Кто только о пирамидах не писал, какие только гипотезы на их счет не выдвигал, единого мнения об их предназначении нет.

Между тем, вопрос этот не на столько уж и "дохлый", как пытаются нас уверить некоторые египтологи своими очень сложными изысканиями в глубинах астрономии и парапсихологии. Прежде всего, давайте посмотрим, было ли, что-либо подобное в истории. Было, и до строительства пирамид, и после. Не будем здесь рассматривать шумерские зиккураты и американские пирамиды, а обратим свое внимание на более прозаические сооружения - курганы русских степей. Сразу оговоримся, наша цель не разгадывать, зачем и почему они возводились (пирамиды в Египте, курганы - в России), а обнаружить связь между пирамидами Египта и курганами России, чтобы использовать эту связь в качестве дополнительного аргумента для доказательств своей гипотезы.