Навигация:   Главная Северная Африка Мифология и религия (Египет) II
Мифология и религия (Египет) II

Древнеегипетские сказки, их сюжеты перекочевали в наше время в сборники народных сказок всех индоевропейских народов. Это ли не подтверждение принадлежности древних египтян к индоевропейскому племени. "Рассказ Синухе" из древнеегипетского папируса стал исходным для очень распространенного в Европе и в России сюжета "о чудесном спасении".

Сказка "Правда и Кривда" является классическим примером живучести устного народного творчества, ведь древнеегипетский текст сказки был прочитан совсем недавно, а вариантов этого сюжета только в России около сорока.

Замечательная древнеегипетская сказка "Два брата" известна во многих европейских и персидских вариантах, русских вариантов этого сюжета более тридцати.

Интересное наблюдение было сделано в тексте русской народной сказки "Царь-чернокнижник". В действии сказки принимает участие мифическая огромная птица, спасающая героев эпоса из подземного царства, звали птицу "Ба-птица" (в некоторых вариантах Маговей, Могуль, Строфиль), а ниже мы увидим, что "Ба" - это "душа" по древнеегипетским верованиям и изображалась Ба огромной птицей.

Мы говорим об общей основе мифов в египетских письменных и славянских устных традициях. Но уже говорилось, что явление параллелизма в истории переносится и на такую область, как мифотворчество, что, по-нашему, не верно. Но спорить с устоявшимися взглядами можно только при помощи железной логики и достоверных, бесспорных фактов. К дальнейшему изложению таковых (фактов) и приступим.

Исходным посылом дальнейших наших исследований будет выступать следующее утверждение: родовые, племенные и общенациональные верования и божества племен триполья являются основой для верований египтян. Для иллюстрации этого тезиса приведем таблицу, куда сведены божества и славян и египтян, причем, они поставлены в соответствие друг с другом.

При внимательном изучении таблицы правота исходного посыла кажется очевидной. Единственное, с чем могут не согласиться оппоненты, так это с транскрипцией, прочтением имен египетских богов. В нашей таблице они взяты, в несколько отличной от общепринятой, форме. Такое прочтение имен рекомендовал в своих работах по религии Египта известнейший и авторитетнейший египтолог, хранитель Британского музея Уоллис Бадж. Более полных и аргументированных работ по религии и магии Египта трудно найти, и в этой области У. Бадж являлся одним из крупнейших специалистов.

Однако же, в последнее время в ходу более поздняя эрмановская транскрипция египетского языка, которая, очевидно, более далека от истины. И мы это увидим. Написание имен и слов по системе транскрипции У. Баджа позволило обратить внимание на "русское" звучание многих слов египетского языка, что сыграло огромное значение в появлении настоящей работы.

Первое имя, которое необходимо рассмотреть, это имя всемогущего Единого Бога (по У. Баджу) или название сонма великих богов древности (по современным представлениям) - Нетеру. Так оно звучит в устах египтологов. Наше прочтение этого слова (НТР) - "Натура". Истинность такой огласовки слова "нтр" следует проиллюстрировать цитатой самого Уоллиса Баджа: "...египтяне верили в Единого Бога, Самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, создателя моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ - вестников, исполняющих его волю и слово. Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей, ибо на ней базировались его религия и теология в целом".

В наше время многие ученые и просто образованные люди, прочитав такое определение слова из занимательного кроссворда, не долго думая вписали бы в кроссворд слово "природа" или "натура". Почему же отказывать в понимании всеохватывающей функциональности Природы древним нашим предкам, или мы еще не убедились в том, что их интеллектуальные способности, возможность абстрагирования нисколько не ниже наших. Вчитываясь в определение, данное У. Баджем всемогущему божеству, сейчас трудно понять, что помешало ему самому связать "нтр" со словом "натура".

Более достоверные сведения о существовании у славян божества с именем Ра донесли до нас устные мифы и сказки. В мифологическом словаре Е. Грушко и Ю. Медведева [ ] читаем о западнославянском (чешском) боге Рароге : "Светозарный огненосный дух, связанный с поклонением огню, домашнему очагу, Рарог появляется из яйца в виде хищной птицы с пламенеющими перьями или просто в виде огненного вихря". Ра египтян тоже выступал в образе хищной птицы (сокола) и являлся огненным богом Солнца. Возникает вопрос о месте Рарога в пантеоне славянских богов: ему отводят не первое место, в то время, как Ра египтян являлся богом Самосущим, Верховным божеством. Здесь, по всей видимости, необходимо учитывать временной фактор, влияние других этносов на жизнь среднеевропейского народа, естественные языковые деформации. Таким образом Верховный Бог Ра у западных славян стал богом домашнего очага Рарогом. У восточных славян Верховного бога Ра заменил его "преемник" Сварог. Но более вероятно, произошло изменение имени Ра на имя Сварог по схеме: Ра - Рарог - Сварог, так как все атрибуты Верховного божества (Солнце, огонь, небо) не претерпели изменений. Мог произойти переход главенствующей роли от Ра (рога) к Сва (рогу) по причине смены старого Бога. Как и в Египте, власть над землей Ра поручил Осирису-Асуру-Сурье, имя Асура-Сурьи и стало производным для более позднего - Сварог. Осирис-Асур-Сурья, став богом людей, начал требовать к себе большего внимания, что и вылилось в возвеличивании его имени в пантеоне богов и подмене Ра. Само слово "асур", этимологически означающее "свет Ра" (су = свет), претерпев изменения (су = сва; Ра = рог), получило современное звучание - "Сварог". Таким образом, Сварог принял на себя функции Рарога. Но может быть и другое объяснение: Рарог - просто более древнее имя Сварога, где произошла замена слога "ра" на "сва". Ра - олицетворение солнца и света, которое именовалось Су или Сва (у египтян - Шу). Называя Ра его проявлением, светом Ра, Сва Ра (Су Ра = Сурья), славяне как и египтяне перенесли свое почитание, культ на одну из ипостасей Ра, на Сурью-Асура-Осириса. У египтян этот процесс прервался в начале новой эры, у славян продолжался еще почти тысячу лет и зашел дальше. Но и первое и второе объяснение, по сути, имеют один смысл и указывают на естественную замену имени Ра на имя Сварог, и то, и другое имя - просто различные его формы.

Имя бога Осириса известно всем в греческой транскрипции, но Уоллис Бадж делал огласовку его имени по-иному, и звучало оно - Асуар или Аусар. Скорее всего, это слово звучит, как "Асур", что у индоевропейцев означало "духовную сущность". Интересны были воззрения древних арийцев: у ариев Ирана асуры были добрыми духами; у ариев Индии - злыми. У славян асур превратился со временем в Сурью - Бога Солнце. У древних персов Верховным Богом был Ахура-Мазда, в славянской транскрипции - Сурья-Мастер (мастак).