Навигация:   Главная Северная Америка Новейшая история Аляски
Новейшая история Аляски

Вторая Мировая война (1939-1945)

Вторая Мировая изменила жизнь Аляски. Накануне войны единственным военным учреждением Аляски была военная казарма в Хейнсе. Этот военный пост организовали еще во времени Золотой лихорадки. Пост состоял из 11 офицеров и 300 рядовых служащих.

В начале 1935 года Конгресс США намети 6 стратегических районов страны, в которых должны были разместиться базы ВВС США. Аляска была в числе этих районов. Бригадный генерал США Билли Митчел (Billy Mitchell) прогнозировал, что в будущей войне основную военную силу будет составлять воздушный флот. Он же предупреждал, что основную опасность для стран Тихоокеанского бассейна будет представлять Япония, армия которой будет врагом США. Митчел говорил: "Враг постарается захватить Аляску потому, что это - центральный район для мировой авиабазы. Стратегически важное место. Я считаю, что в будущем тот, кто будет контролировать Аляску - будет контролировать весь мир." пророческие слова генерала Митчела в 1940 г. подтолкнули Конгресс к ассигнованию 4х млн. долларов на строительство морозоустойчивой, защищенной от непогод авиабазы в районе г.Фейрбенкс. Военно-морская авиация построила свои авиабазы в районах г.Ситка и Кодьяк. Строительство базы ВВС в районе Анкориджа предполагалось начать в 1941 году, но Конгресс поторопил строительство этого объекта, и он был возведен весной 1940. В то же самое время, в апреле 1940 г войска Германии захватили Данию и Норвегию. Теперь их отделял от Аляски только Северный полюс. А это означало, что немецкая авиация вполне свободно может перелететь такое небольшое расстояние и американскую землю.

7 декабря 1941 года Япония атаковала Гавайскую военно-морскую базу США - Перл Харбор, разгромив Тихоокеанский флот США. Аляска была плохо подготовлена к войне. 3 июня 1942 года войска Японии атаковали Датч Харбор и вскоре оккупировали острова Киска, Атту и Алеуты.

Во время описываемых событий армия США и частные компании страны строили на Аляске стратегическую военную автомагистраль: Аляско-Канадский Военный Хайвей (Alaska-Canada Military Highway) эта трасса была проложена менее, чем за 9 месяцев. Движение по этой магистрали было открыто 20 ноября 1942 года. Для Аляски эта трасса стала главным сооружением десятилетия. Хайвей Аляски (Alaska Highway) связует все аэродромы и авиабазы Аляски. Начинается трасса в районе Канадского Доусон Крик - округа Британская Колумбия и через 2 тыс 288 км заканчивается в Дельта Джанкшен (Delta Junction) - на Аляске. Сейчас этот хайвэй продлен до г. Фейрбенкс.

Война прошла по территории Аляски, непосредственно затронув мирную жизнь этой земли. В течение 1941- 45 гг правительство США потратило на нужды американского севера 2 биллиона долларов. Стараясь укрепить Аляску и подготовить ее на все случаи войны, на этих землях государство строило аэродромы, авто и железные дороги, укрепительные сооружения. На побережье Аляски было построено множество доков, молов, пирсов и др. важных объектов для нужд военно-морского флота и береговой обороны США. Важней всего было то, что на огромное строительство, развернувшееся на территории Аляски прибыли тысячи солдат и строительных рабочих, многие из которых решили остаться на этой земле и после войны. За десять лет с 1940 по 1950 гг население Аляски выросло от 74 тысяч человек до 112 тысяч.

Утверждение штата

Резкое увеличение популяции жителей Аляски подвинуло правительство к утверждению юридического статуса этой территории. Джеймс Викершем еще в 1916 г представил вниманию правительства свод законов Аляски вместе с просьбой утвердить этот округ как новый штат Америки. Однако в те годы эта просьба не была удовлетворена. В 1943 г. сенатор из Северной Дакоты Вильям Лэнджэр (William Langer) и конгрессмен из Аляски Энтони Даймонд (Anthony J. Dimond) вновь представили это прошение перед Конгрессом.

Конгресс снова проигнорировал эту просьбу. Однако, наследник Даймонда И.Л. Бартлетт продолжал давление на Конгресс, тем более, что в 1946 г. эту же просьбу поддержало референдумом большинство жителей Аляски. И в 1950 г. Конгресс, наконец, обратил внимание на просьбу Аляски, которая до сих пор оставалась в юридическом статусе колонии. Однако, Корейская война 1950-1953 гг. отодвинула вопрос об учреждении нового штата на второй план. И все же в 1955 году нетерпеливые, утомленные столь долгими и частями задержками решения вопроса Аляски - конгрессмены составили проект Конституции штата, а в 1956 г. избиратели Аляски утвердили этот документ и избрали сенаторами Эрнеста Грюнинга (Ernest Gruening), который с 1939 по 1953 был губернатором Аляски и Вильяма Игана (William A. Egan). В Конгресс США от Аляски выбрали бывшего территориального судью Ралфа Риверса (Ralph J. Rivers) . И, хотя Конгресс еще не утвердил этих чиновников, они уже начали активно проводить в жизнь политику утверждения штата Аляска.

Наконец, 7 июля 1958 год - после утверждения в Сенате, президент США Дуайт Эйзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) подписал указ о включении Аляски в состав США сорок девятым штатом. В 1959 г. Иган (William A. Egan) был избран первым губернатором штата Аляска

Новая экономика штата

После грандиозных государственных расходов, которые понесла страна во время Второй Мировой войны, Аляску спасла от послевоенной депрессии в экономике... Холодная война (Cold War). 40 лет длился период враждебной неприязни между США и СССР. Военные базы и оборонные сооружения, которые за это время были построены на Аляске, давали новые рабочие места и поддерживали экономику штата.

Получалось так, что в 1959 году на Аляске опять сменились приоритеты деловой активности. В 1954 году наибольший доход штату стали приносить военные проекты. Предприятия золотодобычи, чья работа была приостановлена в 1940 году на все время войны, еще не восстановились для полноценной работы. Промысел лососевых испытывал кризис, который повлекло государственное управление рыбодобычей. К тому же этот кризис был усугублен конкуренцией в рыбодобывающей отрасли со стороны японских рыболовов. Сельхозиндустрия и добыча пушнины приносили небольшие доходы штату. Однако, поскольку Аляска теперь обрела статус штата, решать свои местные проблемы пришлось самим, без оглядки на помощь правительства США. Первое, что нужно было сделать: улучшить систему судопроизводства и наладить рыбную отрасль промышленности штата.

В экономике штата добавились новые, очень доходные индустрия: деревообработка и производство растительного масла. В 1954 году была открыта первая большая лесопильная компания в Кетчикане (Ketchikan.) А в 1957 году была основана "Ричфилд Ойл Корпорейшен", которая на полуострове Кенаи, в окрестностях реки Свонсон (Swanson River) открыла прекрасные поля для возделывания растений, использующихся в производстве масла.

Великое Землетрясение

Земля Аляски - район геологической нестабильности. 27 марта 1964 года в 17:30 ч. Великое землетресение потрясло южные районы центральной Аляски. Величина землетрясения оценивалась в 9,2 баллов по шкале Рихтера, и в два раза превышало по мощности знаменитое землетрясение 1906 года, разрушившее Сан-Франциско. Полная стоимость ущерба, нанесенного этим стихийным бедствием, составила 350- 500 млн. долларов. Это - с учетом последовавшего за землетрясением цунами, которое прошлось по западному побережью Аляски.

К счастью, человеческих жертв в этой трагедии было не много (сравнительно с масштабами и мощностью стихии)- погибло 114 человек. А вот городам и постройкам основательно досталось! Был полностью разрушен г.Вэлдэз (Valdez), большинство деловых зданий и офисов в центре Анкориджа было так же полностью разрушено. Крабовые и рыбообрабатывающие предприятия на острове Кадьяк , выглядели, как после бомбардировки. Государство пришло на помощь Аляске, выделив субсидии на восстановление разрушенного землетрясением хозяйства. А президент США Линдон Джонсон (Lyndon B. Johnson) подписал государственный указ о масштабной реконструкции и модернизации промышленности Аляски.