Навигация:   Главная Океания История Папуа-Новой Гвинеи
История Папуа-Новой Гвинеи

Необходимо отметить, что продажа работорговцами оружия коренным жителям острова получила необычайно широкое распространение. К 70-м годам XIX в., как пишут очевидцы, "век лука, стрел и камней с поразительной быстротой стал уходить в прошлое", а "потребность в огнестрельном оружии начала все более возрастать" (Morrell W. P. Britain in the Pacific Islands, p. 180).

Наличие у островитян огнестрельного оружия в условиях разжигания европейцами межплеменной вражды приводило к огромным людским потерям в междоусобных войнах. Таким образом, работорговля не только сама по себе вела к падению численности коренного населения Океании, но и вызывала к жизни другой страшный источник физического истребления аборигенов.

На плантациях островитяне попадали в тяжелейшие условия. Вот как описывает, например, один из современников положение рабочих германских плантаций: "Зарплата была, по существу, номинальной - несколько шиллингов в месяц, но эта маленькая сумма доказывала, что рабочие не являлись рабами в строгом смысле этого слова. Тем не менее, остается фактом, что рабочие были принуждены работать на плантациях, хотели они этого или нет (им не разрешалось оставлять работу и искать иное занятие, которое бы им нравилось), что их германские хозяева имели практически неограниченную власть над ними и могли, если хотели, осуществить эту власть с безудержной жестокостью" (Fletcher С. В. Stevenson's Germany. The Case against Germany in the Pacific. London, 1920, p. 82).

Отсюда колоссальная смертность среди рабочих. "На одной из французских плантаций (в Новой Каледонии. - К. М.) смертность достигала 40% ежегодно, а на другой лишь 10% завербованных рабочих возвращались домой" (Mander L. A. Some Defendent Peoples of the South Pacific. London, 1954, p. 461). Но даже, если рабочим плантаций удавалось выжить и вернуться на родину, они оказывались в чрезвычайно трудном положении: их дома за время отсутствия превращались в руины, огороды зарастали. Эти люди становились "бездомными и одинокими, потерявшими связь с собственным народом" (Ibidem).

О жестокой эксплуатации пишет в своих записках Н. Н. Миклухо-Маклай. Вот один пример "такой эксплуатации, которая почти ежегодно и даже несколько раз в год случается на острове Вуапп. Обещаниями тредеры (торговцы. - К. М.) или шкиперы завлекают партии туземцев сопутствовать им на острова по ту сторону экватора... для собирания трепанга, так как жители тех островов не соглашаются работать для европейцев. После многодневного перехода, живя в набитом битком трюме, этим несчастным, напуганным угрозами и обращением белых, приходится работать как невольникам, и при мизерной пище и непривычных условиях они мрут как мухи. Так случилось, что одна партия туземцев Вуаппа, состоявшая из 65 человек, вернулась обратно, имея только 7 налицо, из которых многие, вернувшись на остров, через несколько дней также умерли... Одним словом, куда ни взглянешь, на каждом шагу видишь здесь доказательства старой, грустной истины: homo homini lupus est" (Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. в 5-ти томах, т. III, с. 267-268).

Понятна поэтому та тщательность, с какой отбирался персонал представительств европейских и североамериканских фирм в Океании. Так, претендентам на место в тихоокеанских агентствах фирмы "Годефроа и сын" задавалось обычно три вопроса - первый: "Знаете ли вы местные языки?", второй: "Можете ли вы жить среди туземцев, не ссорясь с ними?" и третий, наиболее важный: "Можете ли вы держать язык за зубами?" (Fletcher С. В. Stevenson's Germany..., p. 28).

Американский морской офицер Эрскайн, исследовавший в 1849 г. условия торговли в западной части Тихого океана, писал, что западноевропейские купцы ведут себя подобно дикарям, единственно, в чем их нельзя обвинить, - это в каннибализме.

Яркую и точную характеристику действиям "цивилизованных" дикарей дал Н. Н. Миклухо-Маклай. Правда, он писал о Германии, но то же самое можно было сказать и о других колониальных державах. "Германский флаг в Тихом океане прикрывает самые бессовестные несправедливости, как-то: кражу и обман в отношении туземцев, невольничество и жестокости на плантациях, систематический грабеж туземных земель и т. п. Ни одно преступление белого против черного не было наказано германским правительством... Это происходит главным образом от того, что германское правительство до сих пор имело обыкновение делать своими официальными представителями, консулами работорговцев и бессовестнейших эксплуататоров туземцев" (Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. в 5-ти томах, т. IV, с. 548).

Н. Н. Миклухо-Маклай старался предупредить аборигенов той части острова, где он жил, ранее не имевших никаких контактов не только с европейцами, но и с представителями малайской расы, о грозящей им опасности. Он сам так рассказывал об этом на заседании Русского географического общества в 1882 г. Решив в ноябре 1877 г. вернуться в Сингапур на случайно зашедшей на остров английской шхуне, Н. Н. Миклухо-Маклай приказал оповестить всех жителей о том, что просит прислать к нему по два представителя от каждой деревни - молодого и старого. "Ко мне пришли, - говорил Н. Н. Миклухо-Маклай, - более чем по два человека, так что около моей хижины собралась большая толпа... я объяснил им, что, вероятно, другие люди, такие же белые, как и я, с такими же волосами и в такой же одежде, прибудут к ним на таких же кораблях, на каких приезжал я, но, очень вероятно, что это будут совершенно иные люди, чем Маклай. Я считал своим долгом предупредить дикарей относительно того класса промышленников, которые еще до сих пор делают острова Тихого океана местом весьма печальных сцен. Еще до сих пор так называемое kidnapping, т. е. похищение людей в рабство различными средствами, там встречается и производится под английским, американским и французским флагами. Я ожидал, что и на Новой Гвинее может случиться то же, что на островах Меланезии (Соломоновых, Новогебридских и др.), где население стало уменьшаться значительно вследствие вывоза невольников. Поэтому, полагая, что и берег Маклая будет со временем целью посещения судов рабовладельцев, я счел долгом предупредить папуасов и объяснить им, что, хотя они и увидят такие же суда и таких же людей, как Маклай, но эти люди могут их увести в неволю... Я посоветовал им никогда не выходить навстречу к белым вооруженными и никогда даже не пытаться убивать их, объясняя им всю силу огнестрельного оружия сравнительно с их стрелами и копьями. Я им советовал для предупреждения бед при появлении судна сейчас же посылать своих женщин и детей в горы. Я указал им, однако, каким образом они могут отличить друзей от недругов. Впоследствии я узнал, что все мои советы, выслушанные со вниманием, были исполнены в точности" (Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. в 5-ти томах, т. IV, с. 643-644). Но, к сожалению, это не спасло жителей Новой Гвинеи. После отъезда Н. Н. Миклухо-Маклая - работорговцы развернули на острове активную "деятельность".

С европейскими и североамериканскими предпринимателями на тихоокеанских островах по размаху деятельности могли соперничать лишь христианские миссионеры. Впрочем, они были не соперниками, а, напротив, союзниками в подготовке почвы для осуществления западными державами прямых колониальных захватов в Тихом океане.

Это подтверждают и буржуазные исследователи. Так, известный американский ученый К. Граттан писал, что французские миссионеры "были избранным авангардом французского империализма" (Grattan С. И. The Southwest Pacific to 1900. New York, 1963, р. 454). История миссионерской деятельности убедительно свидетельствует о том, что эта характеристика вполне применима к миссионерским организациям всех государств.

Раньше других в Океании появились миссионеры-англичане. Их усилия направлялись тремя английскими протестантскими организациями: Лондонским миссионерским обществом (образовано в 1795 г.), Миссионерским обществом англиканской церкви (образовано в 1799 г.), Методистским обществом (образовано в 1817 г.).

Первые миссионеры, посланные Лондонским миссионерским обществом, прибыли в Океанию в 1797 г. Они высадились с корабля "Дафф" на острове Таити. Создание миссионерского центра на Таити ознаменовало собой начало 20-летнего полного господства английской церкви в Океании.

Могло показаться, что миссионеры действовали на свой страх и риск, движимые лишь высоким христианским чувством любви к ближнему. Действительно, английское правительство не оказывало миссионерским обществам финансовой поддержки, не предоставляло своих кораблей для перевозки их представителей в Океанию, не обеспечивало постоянной охраны их безопасности на тихоокеанских островах. Могло показаться также, что миссионерам были чужды какие-либо коммерческие интересы в Океании. На самом деле интересы миссионеров и политические и коммерческие интересы их страны в Океании во многом совпадали.

Это не скрывали и сами миссионеры. Так, Томас Хавейс - "отец миссионеров в Полинезии" и Джон Вильямс - "пионер миссионерской деятельности" часто говорили о той "национальной выгоде", которую получала страна в результате работы миссионеров. В качестве примеров указывалось на помощь в географическом изучении островов, создании морских баз, развитии торговли и т. д. О тесной связи английских деловых кругов и миссионерских обществ свидетельствует и сам состав миссионеров. Например, из 30 миссионеров, доставленных на Таити "Даффом", лишь 4 имели духовный сан, а остальные - весьма земные профессии.

Руководители миссионерских организаций популяризировали идею приобщения миссионеров к практическим делам: миссионерские организации в первый период не обеспечивали своих представителей в Океании сколько-нибудь регулярной финансовой поддержкой. "В результате даже небольшая часть специально обученных проповедников Евангелия была вынуждена превращаться в спекулянтов землей и торговцев на большую часть недели" (Brookes J. I. International Rivalry in the Pacific Islands, 1800- 1875. Los Angeles, 1941, p. 18).

Подготовка проповедников "слова божьего" была крайне низка. Они, в сущности, не имели понятия о тех народах, среди которых им предстояло жить и работать. Они лишь твердо усваивали, что перед ними дикари и идолопоклонники, коих необходимо как можно быстрее "обратить на путь истинный". Они не знали и не хотели знать истории островитян, они не понимали и не хотели понять достаточно сложный духовный мир "дикарей". Миссионеры упрямо верили в то, что история этих народов началась именно с их, миссионеров, прихода на острова, а прежде аборигены влачили лишь звериное существование. Пришельцы бесцеремонно и грубо вторгались в самые интимные стороны жизни островитян, разрушая и топча их веками сложившийся жизненный уклад. Это имело в высшей степени трагические последствия. До 1820 г. английские миссионеры занимали монопольное положение в Океании. На тихоокеанских островах не было христианских миссий какого-либо другого государства. Но в 1820 г. на Гавайских островах появился первый американский миссионерский центр.

Миссионерское движение в США зарождается к началу XIX в. Центром его становится Массачусетс. Там организуется несколько семинарий, учащиеся которых высказывают желание ехать миссионерами. В 1808 г. в городе Вильямсе Самуэль Миллс создает Орден собратьев для содействия отправке миссионеров к язычникам. Подобные организации появляются и в других городах Массачусетса. По их настоянию возникает Американский совет уполномоченных по делам иностранных миссий. Первый акт деятельности совета - посылка четырех представителей в Лондонское миссионерское общество с предложением начать совместную работу.

Члены совета понимали, что их английских коллег может удивить намерение проповедовать Евангелие где-то в отдаленных странах, в то время как в самой Америке еще существовали миллионы язычников. Объясняя это, американцы писали: "На нашем собственном континенте, конечно, имеется много миллионов людей, живущих в темноте... и наши собратья в Англии могут недоумевать, почему, несмотря на этот факт, мы хотим обратить наш взор на другую часть мира... Но попытка распространить Евангелие среди аборигенов Северной Америки закончилась столь неудачно, а Южная Америка все еще находится в таком неутешительном состоянии, что, по мнению большинства, для язычников этого континента очень немногое может быть сделано" (Strauss W. P. American in Polynesia 1733-1842. East Lansing 1963, p. 44-45).

Письмо, конечно, насквозь лживо. Так же как и их английские коллеги, американские церковники создавали свою организацию в помощь купцам и промышленникам страны, которые начали всерьез интересоваться Тихим океаном. Не случайно миссионерское движение возникло в том самом районе Соединенных Штатов, где находились главные торговые дома, занятые торговлей в Океании. Вся последующая история американского миссионерского движения в этом регионе подтверждает сделанный вывод.

Лондонское миссионерское общество обещало американцам полную поддержку, включая и финансовую. Однако от последней те отказались, справедливо считая, что в таком случае потеряют возможность предпринимать какие-либо самостоятельные действия. Вскоре после этого Американский совет направил нескольких своих миссионеров в Индию. Одновременно началась подготовка к работе в Океании.

На ежегодном собрании совета в 1819 г. было высказано мнение, что настало время посылать ранее вывезенных юношей "обратно на их родные острова, чтобы распространять там Евангелие со всем его цивилизующим и спасительным влиянием" (Ibid., p. 46).

Буржуазные историки, стремясь изобразить миссионеров бескорыстными людьми, озабоченными лишь проповедью христианства язычникам, любят расписывать споры и столкновения, происходившие между некоторыми дельцами и командирами американских коммерческих судов, с одной стороны, и миссионерами, с другой, вызванные тем, что последние способствовали запрещению проституции и продажи на островах алкогольных напитков.

Подобные столкновения, действительно, бывали. Но, во-первых, масштабы их буржуазные авторы сильно преувеличивают, и, во-вторых, даже в действиях миссионеров, озлоблявших кое-каких представителей американского делового мира, проявлялось стремление верно служить высшим интересам бизнеса.

Торговые дома Новой Англии немало страдали от распущенности нравов на принадлежавших им судах в Тихом океане. Пьянство и разврат приводили не только к снижению работоспособности команд, но и к довольно частому дезертирству, которое приобрело такой размах, что в договоре 1826 г., заключенном капитаном Джонсом с гавайским правительством, в особую статью было выделено обязательство последнего ловить и передавать в руки американских властей дезертиров с судов Соединенных Штатов.

Поэтому действия миссионеров находили полное одобрение у торговых и финансовых воротил Новой Англии. Так, один из крупнейших американских дельцов того времени, Дж. Астор, был в числе постоянных почитателей миссионерской деятельности и оказывал миссионерам широкую финансовую помощь. Систематическая деятельность миссионеров-католиков в Океании началась с середины 20-х годов XIX в.

Уже в 1833 г. папским декретом миссионеры-католики посылались на все острова как северной, так и южной части Тихого океана. Вновь созданное епископство делилось соответственно на две части - северную и южную.

На Новой Гвинее католики появились первыми. Их миссия была открыта в 1847 г. Она просуществовала только до 1855 г. Тяжелые климатические условия, тропическая лихорадка, недостаток продуктов питания принудили миссионеров покинуть остров. Неудача постигла и голландскую протестантскую миссию, высадившуюся на Новой Гвинее в 1855 г. Миссионеры начали умирать от тропических болезней, оставшиеся в живых вскоре уехали.

В 1871 г. на Новой Гвинее появились представители Лондонского миссионерского общества. Им удалось закрепиться и развернуть свою деятельность на острове. В 1875 г. к ним присоединились миссионеры Методистского общества. С начала 80-х годов на Новой Гвинее возобновили работу католические миссии, а в 1886 г. туда добрались первые лютеранские" миссионеры.