Навигация:   Главная Океания Моаи острова Пасхи
Моаи острова Пасхи
Моаи острова Пасхи
Остров Пасхи прославился на весь мир, благодаря гигантским каменным истуканам - "моаи". Но, как ни странно, сегодня, пожалуй, именно они остаются самыми понятными из всех многочисленных загадок острова. Вокруг них споров как раз не очень много. Мастера вырубали их из мягкого вулканического туфа на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова. Потом готовые статуи спускались вниз по склону и расставлялись по периметру острова.

Тот, кто видел истуканов только на фотографиях, не вполне представляет их настоящие размеры. На самом деле "моаи" меньше, чем кажутся. Высота большинства из них около пяти-семи метров. Более поздние доходили до 10-12, но и это ничто по сравнению, например, с египетскими пирамидами, которые, наоборот, в реальности больше, чем представляются на картинках. Не следует преувеличивать и вес "моаи" - в среднем 5 тонн. Ведь сделаны они были не из базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня, а из обычного вулканического туфа. Он не идет ни в какое сравнение с жесткими плотными породами. По структуре туф, или, как его еще называют, пемза, напоминает губку и легко крошится даже под легким воздействием. "Искры, вылетающие из-под стального топора", - это, конечно, художественное преувеличение Тура Хейердала.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось, а при таких размерах и весе истуканов островитяне легко могли с этим справиться сами. Существует множество гипотез передвижения "моаи", некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Адмирал Роггевен, открывший остров в 1722 г., утверждал, что аборигены разводили костры перед идолами и садились на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Это поверхностное наблюдение не может объяснить, кем точно были истуканы для островитян. Но то, что в них был заключен какой-то сакральный смысл, сомнению не подлежит. К сожалению, дальше на остров обрушивается череда несчастий, междоусобных войн, грабительских набегов. Никого особенно не интересовало взаимоотношение пасхальцев с "моаи". А они, судя по всему, были не очень простыми. В 1774 г. на остров прибывает Джеймс Кук. Он оставил довольно поверхностные описания жителей и их обычаев. Но главное - в его записях упоминаются лежащие статуи. До этого никто ничего подобного не замечал. А это значит, что по каким-то причинам именно в начале 70-х гг. XVIII века, то есть незадолго до прибытия Кука, начался очередной, по всей видимости, закат острова Пасхи. Большинство ученых склоняются к мысли, что это была гражданская война между короткоухими и длинноухими, обосновавшимися на полуострове Поике. Впрочем, другие утверждают, что уши и война здесь ни при чем.

В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати "моаи", расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Скорее всего, жестокие войны на острове - такая же реальность, как и аху - платформы-постаменты, на который, собственно, и ставили "моаи". Их количество говорит о том, что кланов на острове было довольно много. Остров был густо заселен. По разным данным, число жителей острова могло колебаться от двух до двадцати тысяч человек, что для такого маленького островка слишком много. Принято считать, что гражданская война как раз и началась из-за перенаселения и нехватки еды: земли истощились, деревья были вырублены, прекратилась постройка лодок, с которых можно было ловить крупную рыбу. Короче, гнев островитян обратился друг на друга и на "моаи" как символ семьи врага.

Однако предположение о том, что статуи уничтожались только враждовавшими друг с другом семейными кланами, по меньшей мере, половинчато. "Моаи" могли падать сами от времени, ветра и воды. Почти все истуканы были установлены на берегу спиной к морю и лицом в глубь острова. Первая большая волна, вызванная землетрясением или подводным извержением вулкана, легко могла повалить не одну фигуру.

В наши дни накопилось столько теорий относительно назначения истуканов, что каждый волен сам выбирать, что ему больше нравится. Может быть, это были боги или обожествленные предки, по утверждению профессора Метро, а может - памятники конкретным королям, правившим островом. Тур Хейердал считает, что это портреты белых людей, прибывших на остров из Перу. Кук полагал, что это памятники погребенным тут же правителям. Кэтрин Раутледж, исследовавшая остров, в 1915 г. высказывала предположение, что часть истуканов изображала богов, а часть реальных людей.

В любом случае при таком разнообразии мнений круг потенциальных лиц весьма ограничен: Боги - короли - вожди - предки. При этом надо подчеркнуть, что собственные имена "моаи" никак не совпадают с именами остальных полинезийских божеств. Даже больше того, главным полинезийским богам на острове Пасхи вообще не нашлось места. Они были не известны островитянам. Зато у них были свои боги, которым они истово поклонялись, но которых не знала вся остальная Полинезия. Например, верховное божество Макемаке. Так что если "моаи" и представляют богов, то, скажем, местного значения, чисто островных. Они, в общем, могли давным-давно иметь в своей первооснове некогда живших реальных лиц, кем бы они ни были. Причем если более ранние "моаи" представляли разных людей, то более поздние - только одного человека. Правда, древние легенды, к сожалению, умалчивают кем он был.