Навигация:   Главная Южная Америка Транспортная система Парагвая
Транспортная система Парагвая

Транспортная система Парагвая включает речные пути общей протяженностью 3,5 тыс. км (реки Парагвай и Парана), автомагистрали, шоссе и дороги местного значения, внутренние и международные авиалинии и железную дорогу – одну из старейших в Южной Америке. По данным 1995, общая протяженность дорог в Парагвае составляла около 30 тыс. км. Однако 9% из них имели твердое покрытие, а остальные представляли собой грунтовые дороги, по которым движение возможно только в сухой сезон.

По территории Парагвая проходит участок Панамериканского шоссе длиной ок. 700 км. Трансчакское шоссе соединяет Асунсьон с территорией Боливии. Общая длина железных дорог в 1995 составляла всего около 970 км при том, что большая часть из них непригодна к эксплуатации. В Асунсьоне функционирует современный аэропорт, обслуживающий как международные, так и внутренние линии. Вследствие внутриконтинентального положения Парагвая для экономического развития этой страны большое значение имеет развитие более скоростных и дешевых видов транспорта. С этой целью правительство осуществляет программу усовершенствования водного транспорта и постройки улучшенных автомагистралей, соединяющих Парагвай с соседними Аргентиной, Боливией и Бразилией.

Внешняя торговля

Основные статьи экспорта Парагвая составляют хлопок и соевые бобы. Большое значение имеют также растительные масла и лесоматериалы. Импортируются нефть и нефтепродукты, различное производственное оборудование, железо и сталь, пищевые продукты и транспортные средства. Основные торговые партнеры Парагвая – Бразилия и Аргентина, члены латиноамериканского общего рынка МЕРКОСУР. Важным поставщиком нефти является также Алжир. Помимо этого, ведется торговля со странами Западной Европы, Соединенными Штатами и Японией.

В 1997 объем официально зарегистрированного экспорта составил 728 млн. долл., а импорта – 1,4 млрд. долл. Однако эти цифры не отражают истинного объема операций, так как значительная часть внешнеторговых операций в Парагвае приходится на контрабанду. Стоимость незаконно реэкспортированных товаров оценивается в 1,5 млрд. долл. Тем не менее дефицит торгового баланса Парагвая создает серьезные проблемы.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов этот дефицит в значительной мере покрывался притоком средств в рамках международного гидроэнергетического проекта – строительства комплекса Итайпу. В середине 1980-х годов, после завершения строительства, поступление средств прекратилось, что немедленно сказалось на состоянии платежного баланса страны. К концу 1986 внешний долг Парагвая достиг 1,9 млрд. долл. (причем в эту сумму не включена часть расходов на строительство, приходящаяся на долю Парагвая, так как эту задолженность Парагвай выплачивает поставками электроэнергии в Бразилию). К 1996 сумму внешнего долга удалось существенно снизить.

Долгое время Парагвай был центром контрабандной торговли для всей Южной Америки. Низкие налоги и отсутствие четкого порядка и соблюдения таможенных правил делали выгодным ввоз товаров для их незаконной перепродажи в Аргентину или Бразилию. Согласно данным полицейских расследований, эта страна является также перевалочным пунктом в торговле кокаином и другими наркотиками и центром «отмывания» полученных от их продажи прибылей.

Денежная система

Денежная единица Парагвая – гуарани, составляющая 100 сентимо. Темпы инфляции в период 1991–1995 составили в среднем 16,6% в год. Банковская система Парагвая включает Центральный банк, семь банков развития и девять коммерческих банков, а также многочисленные сберегательные и кредитные учреждения. Национальный банк общественных работ является главным учреждением, предоставляющим кредиты для нужд промышленности и сельского хозяйства. По всей стране действуют около 50 его отделений и представительств. В Парагвае функционирует также ряд иностранных банков – Бразилии, Испании, США и других государств. В 1993 в Асунсьоне открылась фондовая биржа.

Государственная экономическая политика в 1990-х годах была направлена главным образом на снижение инфляции путем ограничения затрат и ужесточения налоговой политики. Бюджет центрального правительства в течение ряда лет сводился с активным сальдо; кроме того, для увеличения поступлений были введены новые налоги. Такая политика позволила Парагваю уменьшить внешний долг с 2,4 млрд. долл. в 1989 до 1,3 млрд. долл. в 1996. Однако вложений государственных средств оказалось недостаточно, чтобы справиться с рядом структурных проблем, тормозящих экономическое развитие; к числу последних относятся недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень образования и резко выраженное экономическое неравенство. Помощь других стран и иностранные капиталовложения поступают скудно – в середине 1990-х годов они составляли примерно 200 млн. долл. в год. Наиболее крупными иностранными инвесторами являются бразильские фирмы.