Навигация:   Главная Южная Америка Культура Уругвая
Культура Уругвая

Религия

Хотя более 85% населения формально принадлежит к католической церкви, существует полная свобода вероисповедания. В стране не существует государственной религии. В большой степени такое положение сложилось под влиянием Батлье, относившегося к религии с полным безразличием. Римско-католическая церковь была отделена от государства в 1919, однако сохранила собственность и право преподавания религиозных дисциплин. В ведении церкви находится ок. 160 школ.

В стране активно работают протестантские миссионеры. В Монтевидео функционирует несколько крупных протестантских общин, включая методистов, баптистов, приверженцев епископальной церкви, мормонов, адвентистов седьмого дня и др. Существует также несколько иудейских общин.

Церковь Муна имеет в Уругвае лишь немногих приверженцев, однако в начале 1980-х ее руководители сочли, что политическая обстановка в стране благоприятна для вложения в ее экономику доходов от предприятий секты во многих странах мира; кроме того, они сделали Уругвай центром своей пропагандистской деятельности в Латинской Америке. Представители мунитов в Уругвае имели тесные личные и политические связи с военным правительством страны.

Положение женщин и детей

В стране действуют законы, гарантирующие женщинам равные права с мужчинами. В 1932 женщины получили право голоса. Еще в 1907 был легализован развод. Однако законы о собственности до сих пор отражают более высокий статус супруга. Существующие законы позволяют детям, рожденным вне брака, получить право на финансовую поддержку и право наследства.

Пособия вдовам и несовершеннолетним или больным детям всегда были очень щедрыми, однако положение ухудшилось после 1973 в результате инфляции. В области охраны детства Уругвай считается самой передовой страной Латинской Америки.

Литература

Первым заметным писателем Уругвая был Бартоломе Идальго (1788–1822). Хотя сам он не был гаучо, тема гаучо занимала видное место в его творчестве. В 1888 увидела свет знаменитая романтическая поэма Хуана Соррильи де Сан-Мартина (1855–1931) Табаре, воспевающая «благородного дикаря» и посвященная последней стычке между испанцами и индейцами в Уругвае, закончившейся истреблением индейцев. Основоположником национального романа стал Эдуардо Асеведо Диас (1851–1924).

Видное место в национальной литературе 20 в. занимает Хосе Энрике Родо (1871–1917), автор эссе Ариэль (1900), в котором он противополагает латиноамериканскую духовность североамериканскому меркантилизму. Художественную прозу представляют Карлос Рейлес (1868–1938), автор реалистических психологических романов; Хавьер де Виана (1868–1924); Орасио Кирога (1878–1937), автор коротких рассказов; представители реалистического направления Хуан Карлос Онетти (р. 1909), Карлос Мартинес Морено (р. 1918) и Марио Бенедетти (р. 1920), выступавшие в жанрах короткого рассказа и романа.

Из уругвайских поэтов 20 в. наиболее известны крупнейший представитель испаноамериканского модернизма Хулио Эррера-и-Рейсиг (1875–1910) и ряд одаренных поэтесс – Дельмира Агустини (1886–1914), Мария Эухения Вас Феррейра (1875–1924) и Хуана де Ибарбуру (1895–1979). К началу 20 в. относится творчество самого знаменитого драматурга Латинской Америки Флоренсио Санчеса (1875–1910), автора реалистических драм, посвященных национальным проблемам. Во второй половине 20 в. большим влиянием во всей Латинской Америке пользуется Эдуардо Галеано (р. 1940). В области истории литературы выделяется Альберто Сум Фельде (р. 1888).

Изобразительное искусство

Выдающимся уругвайским художником 19 в. был Хуан Мануэль Бланес (1830–1901), реалист, черпавший вдохновение в окружающей его среде. Его имя носит сейчас Музей изящных искусств в Монтевидео. Из художников 20 в. наиболее значительными были абстракционист Рафаэль Перес Баррадас (1880–1929); Педро Фигари (1861–1938), кисти которого принадлежат красочные сцены из жизни 19 в., выполненные в манере постимпрессионизма; Хоакин Торрес Гарсия (1874–1949), пропагандист авангардного искусства; основанная им в 1935 Ассоциация конструктивного искусства оказала заметное влияние на целое поколение уругвайских художников. В 20 в. творили также известный гравер Антонио Фраскони и скульпторы Хосе Луис Соррилья де Сан-Мартин, Хосе Бельони и Антонио Пенья.

Музыка

Народная музыка Уругвая близка аргентинской, многие песни и танцы популярны в обеих странах. К их числу относятся видала и тристе, эстило, а также народный танец перикон, танцы сьелито, милонга и танго.

Сотни народных песен страны были собраны и опубликованы одним из выдающихся латиноамериканских музыковедов Франсиско Куртом Ланге. Из композиторов 20 в. известностью пользуются основоположник национальной композиторской школы Эдуардо Фабини (1883–1950), Клюзо Морте, Винсенте Асконе и Эктор Тосар.

В 1931 под эгидой государственной службы радиовещания был создан симфонический оркестр Монтевидео. Его первым директором был Ламберто Бальди, которого сменил на этом посту аргентинский композитор и дирижер Хуан Хосе Кастро. В 1954 в Монтевидео была открыта Государственная консерватория.