Навигация:   Главная Южная Америка Средства связи и транспорт в Чили
Средства связи и транспорт в Чили

Приехавший из Северной Америки в 1830-е годы Уильям Уилрайт основал в Чили транспортную компанию «Пасифик стим навигейшн», которая впервые в стране начала осуществлять регулярное пассажирское сообщение между портами западного побережья Чили и английским портом Ливерпуль.

В 1852 компания Уилрайта завершила строительство первой в Южной Америке железной дороги от прибрежного города Кальдера до расположенного в глубине страны г.Копьяпо. Позднее была проложена железная дорога между Вальпараисо и Сантьяго и разработан проект трансандской железной дороги, строительство которой было завершено только в 1910.

Система железных дорог Чили, длина которой составляет 6300 км, является одной из лучших в Латинской Америке. Эта железнодорожная сеть протянулась от г. Писагуа в пустыне Атакама до Пуэрто-Монта на юге страны с ответвлениями во все важнейшие порты. Отдельная ветка идет в Аргентину и через г. Мендоса продолжается до Буэнос-Айреса. От Арики и Антофагасты железная дорога идет до Ла-Паса (Боливия). Линия между Антофагастой и г.Сальта (Аргентина) пересекает Анды на высоте 4500 м.

Из 79 600 км автомобильных дорог 9580 км асфальтированы, самые современные шоссейные дороги проложены в Продольной долине в районе Сантьяго. Один участок Панамериканского шоссе долиной 3900 км идет в северном направлении и соединяет Сантьяго с Лимой (Перу), другой – длиной 1450 км – идет на восток от Сантьяго до Буэнос-Айреса, еще один – длиной 2250 км – на юг до Пунта-Аренаса.

Торговый флот Чили – один из старейших и пятый по величине в Латинской Америке. Чилийская пароходная компания «Компанья судамерикана де вапорес» и несколько частных компаний осуществляют сообщение между внутренними портами и рейсы в порты зарубежных стран. Внутренние и международные авиалинии связывают Чили с другими государствами, вся территория страны обслуживается рейсами местных авиакомпаний.

Денежная система и банки

В 1975 контролируемый правительством Центральный банк Чили ввел новую денежную единицу – песо вместо прежнего эскудо, обесцененного инфляцией. Центральный банк Чили был учрежден в 1926. До 1971 в стране действовали как чилийские, так и иностранные частные банки. В 1971 правительство Альенде приступило к национализации частных банков.

Военная хунта, пришедшая к власти после свержения Альенде, начала денационализацию банков, в результате чего к концу 1970-х годов многие частные банки – как иностранные, так и чилийские – возобновили свои операции в стране.

До 1934 основными источниками государственных доходов были таможенные пошлины на импорт товаров и экспорт селитры. После отмены в 1934 пошлины на экспорт селитры таможенные пошлины утратили свое значение в государственном бюджете. Основной упор был сделан на сбор налогов с продаж, подоходный налог и отчисления на социальное обеспечение.

В период правления Альенде государственные расходы на социальное обеспечение выросли, однако они резко упали после военного переворота 1973, когда сильно выросли расходы на военные нужды. В 1983 объем правительственных расходов составлял ок. 1/3 национального дохода. Общее превышение расходов над доходами составляло значительную сумму, и средства изыскивались частично за счет увеличения внешнего долга, а частично – за счет займов у чилийских банков.

Экономика в 1990-е годы

В 1990-е годы средний годовой прирост чилийской экономики составил 7%, что явилось наивысшим показателем среди стран Западного полушария. В середине 1990-х годов уровень инфляции и безработицы не превышал нескольких процентов. Сократился объем внешнего долга, бюджет выполнялся с превышением доходов над расходами, объем сбережений достиг самого высокого уровня за всю историю страны. В итоге в 1997 Чили имела самый высокий кредитный рейтинг среди стран Латинской Америки с объемом валового внутреннего продукта (ВВП) 77,1 млрд. долл. (5280 долл. на душу населения), показателем реального годового прироста 7,1% и уровнем инфляции менее 6%.

Гражданское правительство, проводя жесткий и последовательный экономический курс, продолжало политику, направленную на диверсификацию торговых отношений и дальнейшее увеличение объемов накоплений и капиталовложений. За четыре года правления П.Эйлвина размер ВВП вырос почти на 20%, рост экспорта составил 14%, а капиталовложения увеличились на 70%. Импортные пошлины были уменьшены в среднем на 11%. Экспорт сельскохозяйственной продукции вырос более чем в четыре раза по сравнению с началом 1970-х годов, а удельная доля доходов от вывоза меди в общем объеме экспортных поступлений снизилась до 30% (против 80% в 1960-х годах).

Распределение по статьям ВВП в 1992 дает представление о значительных переменах в экономике Чили. По сравнению с концом 1960-х и началом 1970-х годов доля продукции горнодобывающей промышленности осталась примерно на прежнем уровне (61%), доля продукции медной промышленности уменьшилась. Заметно снизился вклад сектора обрабатывающей промышленности – с 25% до 21%, тогда как вклад сельского хозяйства, животноводства и лесного хозяйства несколько вырос – с 7,4% до 7,9%. Доля строительной промышленности снизилась с 7,7% до 6%, а доля сферы обслуживания (включая банки) выросла с 26% до 29,1%. С конца 1980-х годов стали быстро расти доходы от рыбной ловли и туризма.

Приток прямых иностранных инвестиций продолжался, и только за 1996 он вырос на 46%. Наибольшая часть этих новых капиталовложений (51%) пришлась на сферу обслуживания, на долю горнодобывающей промышленности 19%, обрабатывающей – 18%. Доля американских капиталовложений за период с 1974 по 1996 составляла ок. 40% от их общего объема, в 1996 достигла почти 49%.

Правительство Эдуардо Фрея в 1997 способствовало приватизации или передаче в концессию автострад и платных автомобильных дорог, морских портов и аэропортов, водохозяйственных объектов и пассажирских железнодорожных перевозок.

Правительство Коалиции не смогло добиться заметного успеха и в вопросе о возвращении к прогрессивной шкале налогообложения. Все, чего смогло достичь правительство Эйлвина, – это провести закон о временном (на период 1991–1993) повышении ставки налога с доходов корпораций с 10 до 15%. Однако куда более важным является величина ставки регрессивного налога на добавленную стоимость (НДС). Большую часть периода правления Пиночета эта ставка составляла 20%, незадолго до проведения плебисцита 1988 она была снижена до 16%, а правительство Эйлвина вновь повысило ставку НДС, доведя ее до 18%.

Публичные споры по вопросам экономической политики касались не общей структуры построения экономики, а путей решения ее конкретных задач, в частности – проблем социального обеспечения; однако отдельные критически настроенные представители правящей коалиции утверждают, что нынешняя экономическая ситуация Чили остается неустойчивой. По их мнению, она слишком сильно зависит от настроений иностранных инвесторов и положения на мировом рынке, кроме того, состояние чилийской экономики в значительной степени определяется ситуацией на мировых рынках сырья, а также объемом добычи полезных ископаемых, запасы которых постепенно истощаются. Эти критики выступают за принятие закона, четко определяющего перспективные направления промышленной политики с тем, чтобы обеспечить развитие национальной индустрии на основе более широкой сырьевой базы.