Навигация:   Главная Южная Азия Индии - страна контрастов
Индии - страна контрастов

Одна из величайших стран мира, вторая (после Китая) по численности населения, Индия занимает огромный полуостров Индостан и прилегающие к нему материковые равнины и плато. Они отделены от остальной территории Азии горными массивами, среди которых самые высокие горы Земли — Гималаи (высшая точка на территории Индии — гора Нангапарбат; 8126 м). С запада, юга и востока страна омывается водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива.

Все краски Азии

Индия расположена в субэкваториальном и тропическом поясах, что обусловило необычайное богатство и разнообразие её растительного и животного мира. На территории страны насчитывается около 50 тыс. видов растений, примерно 400 видов млекопитающих и столько же рептилий и около 60 тыс. видов насекомых. Несмотря на то, что большая часть полуострова освоена человеком, в 84 национальных парках, а также в некоторых районах страны ещё водятся слоны, носороги, львы, тигры, дикие быки гауры. Здесь можно увидеть стаи попугаев, павлинов и других тропических птиц. В водоёмах помимо сотен видов рыб живут крокодилы, а поблизости от человеческого жилья в деревнях и городах встречаются бесчисленные обезьяны и змеи, включая индийскую кобру и сетчатого питона.

С севера на юг и с запада на восток контрастные ландшафты непрерывно сменяют друг друга. От высокогорных альпийских лугов и лесов из огромных гималайских елей до зарослей бамбука и высоких трав в заболоченных низменностях у подножия гор, бескрайних полей в долинах рек Инда, Ганги и Брахмапутры. От песчаных и каменистых пустынь Раджастхана на северо-западе до вечнозелёных лесов, террасных рисовых полей и чайных плантаций в горной Северо-Восточной Индии. Мелколесье и кустарниковые заросли покрывают склоны невысоких гор (Западные и Восточные Гаты, Виндхья и др.), окаймляющих Деканское плато. Буйная тропическая растительность здесь чередуется с полями хлопчатника, сахарного тростника, а то и с полупустынными каме­нистыми пространствами, по-своему живописными из-за нагромождений огромных валунов. Пальмовые рощи, плантации чайного куста и каучуконосов раскинулись на Малабарском (западном) и Коромандельском (восточном) побережьях.

Не менее разнообразно и население Индии. Следы древнейших стоянок первобытных людей, обнаруженные в различных частях страны, датируются 450 тысячелетием до н. э. Археологические находки, относящиеся к VIII—II тысячелетиям до н. э., показали, что в Индии проживали в основном представители негроидной (в индийском варианте — дравидийской) и австралоидной рас. В настоящее время большинство индийцев, населяющих северо-западную, северную, центральную и восточную части страны, принадлежат к европеоидам, потомкам многочисленных переселенцев из Юго-Восточной Европы, Передней и Средней Азии. Их миграция в Индию происходила волнами в период между III тысячелетием до н. э. и XVI в. н. э. У жителей предгорьев Гималаев и северо-востока в той или иной степени выражены монголоидные черты, прослеживающиеся также у части бенгальцев, жителей Восточной Индии и Бангладеш. Население Южной Индии в основном относится к дравидийской расе, а отдельные небольшие народности в Центральной Индии — к австралоидной. Внешний облик индийцев поэтому весьма неоднороден, и, пожалуй, главным общим признаком является смуглая кожа: от почти белой у жителей северо-запада до очень смуглой, почти чёрной — у жителей крайнего юга.

Калейдоскоп народов и языков

Индия — одна из немногих стран, которые называют колыбелью человеческой цивилизации. Ещё в VII—VI тысячелетиях до н. э. населявшие её первобытные племена перешли от охоты, рыболовства и примитивного собирательства к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству. А в конце III тысячелетия до н. э. в долине реки Инд, на территории современных Северо-Западной Индии и Пакистана, возникла высокоразвитая культура городских поселений — Хараппская, названная по имени местечка, рядом с которым были произведены археологические раскопки.

Хорошо укреплённые хараппские города имели правильную планировку, развитые системы водоснабжения и канализации. Они поддерживали торговые связи с древними государствами Передней Азии и Египта, о чём в первую очередь свидетельствуют найденные на территории этих государств хараппские керамические таблички с пиктограммами — надписями-рисунками. Просуществовав почти тысячелетие, хараппская культура исчезла. Предположительно в это же время началось растянувшееся на несколько столетий переселение многочисленных индоарийских племён в Индию из области южнорусских степей, Приуралья и Прикаспия через территорию современных Средней Азии, Ирана и Афганистана. Продвигаясь на восток и юг страны, они либо ассимилировали, либо оттесняли в лесистые горы носителей хараппской культуры и многочисленные дравидийские и австралоидные (веддоидные) племена.

В дальнейшем родственные племена объединялись, смешивались, образуя новые общности, однако ни в древности, ни в Средние века крупные единые народы так и не сложились. В результате население современной Индии оказалось необычайно пёстрым, состоящим из разных этносов с сильно различающимися языками. Большинство индийцев (более 70 %) говорят на языках индоарийской группы. Это языки хинди (около 40 % населения), бенгали, маратхи, урду и др. Следующая языковая группа — дравидийские языки: тамильский, телугу, каннада, малаялам, на которых говорит население южной части страны. Все эти языки относятся к так называемым «зарегистрированным языкам» (всего их 18) и занесены в специальное приложение к конституции Индии. В эту же группу входят манипури из сино-тибетской языковой семьи; кашмири, относящийся к дардским языкам, и санскрит — литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка.

В разных языках используются и различные виды письменности: в настоящее время их насчитывается 24. На «зарегистрированных языках», за исключением санскрита, печатаются книги и газеты, ведутся радио- и телепередачи, местное делопроизводство, обучение в школах и вузах. Однако в обиходе на этих языках говорит лишь немногим более половины населения Индии. Остальные используют местные языки и их диалекты. Всего таких «незарегистрированных языков» около 500, а также несколько сотен их диалектов и местных говоров.

Примерно столько же — около 500 — насчитывается в Индии малых народностей, или «зарегистрированных племён» (чуть более 8 % населения государства). Они расселены в основном в восточной и средней частях Центральной Индии (так называемом «племенном поясе») и в Северо-Восточной Индии.

Следы противостояния

Хотя в каждом штате и на каждой союзной территории люди говорят на своих языках, хинди (в котором используется система письма деванагари) яв­ляется литературным, а также государственным (официальным) языком Республики Индии.

Современный литературный хинди возник на основе диалекта района Дели-Агра, сложившегося в XVI— XVIII вв. и часто называемого хиндустани. Постепенно хинди пополнялся словами, заимствованными из санскрита, а упрощённый — разговорный — хиндустани стал языком межнационального общения в нехиндиязычных штатах. Второй литературной формой хиндустани является язык урду, в котором до 80 % слов составляют арабо-персидские заимствования и используется арабская графика. Урду считает родным языком почти половина мусульман Индии.

Возникновение и распространение языка урду связано с длительным господством в Индии мусульманских династий, выходцев из Средней Азии. Первыми мусульманскими завоевателями были арабы, подчинившие в VIII в. Синд (ныне юго-восточная провинция Пакистана). В конце X— XI вв. страна перешла под власть династии Газневидов, а затем Гуридов. Постепенно они захватили всю Северную Индию и основали государство Делийский султанат со столицей Дели. Более трёх веков в нём правили сменявшие друг друга мусульманские династии. В Декане возникли отделившиеся от султаната самостоятельные мусульманские княжества, и лишь северо-восток Индии и южная часть полуострова Индостан оставались вне контроля мусульман.

В 1526 г. Делийский султанат завоевали войска Бабура — основателя династии Великих Моголов. Они подчинили мусульманские государства Индии и создали империю, включавшую практически всю территорию современных Индии, Пакистана, Афганистана и Бангладеш. Она просуществовала до 1858 г., после чего её упразднили английские колонизаторы.

Официальным языком в мусульманских государствах Индии был персидский, урду бытовал в основном в столичных городах и военных лагерях. От этой эпохи сохранились многочисленные памятники архитектуры, наиболее прославленные из которых величайший в мире минарет Кутуб-Минар (Дели; XIII в.), возведённый из красного песчаника; дворцы-крепости в Дели и Агре (XVI—XVII вв.), где мраморные павильоны украшены инкрустацией из полудрагоценных камней; громадный беломраморный мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в.); заброшенный ещё в XVII в. дворец Фатех пур-сикри, выстроенный Акбаром, самым знаменитым из Моголов.

Большинство населения северозападных областей и Восточной Бенгалии были обращены в ислам. (Именно эти части Индии вошли в 1947 г. в состав Пакистана, из которого в 1971 г. выделилась его восточная провинция, ныне Бангладеш.) Индийские мусульмане, потомки переселенцев из Средней Азии, Персии, а также индийцев, принявших ислам, составляют немногим более 12 % всего населения (1991 г.), но по абсолютной численности (более 100 млн человек) представляют одну из крупнейших мусульманских общностей в мире.

Подавляющее большинство населения Индии (82,6 %; данные 1991 г.) составляют индуисты, последователи одной из древнейших мировых религий — индуизма. Возникновение индуизма — первоначально религии древних индоарийцев — относят ко II тысячелетию до и. э. От этого периода сохранились четыре обширных сборника священных преданий — вед, которые в последующем тысячелетии обросли множеством комментариев. В I тысячелетии до н. э. складываются громадные по объёму поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Вся эта обширная литература на санскрите и ведийском языке воспринимается индуистами как Священное писание. К классической литературе относятся также драматические, прозаические и поэтические произведения, сборники законов, религиозно-философские трактаты, наставления в различных областях человеческой деятельности, созданные в основном на рубеже новой эры и в I тысячелетии.

Около 1 % населения Индии исповедует такие древние религии, как буддизм и джайнизм. Обе они возникли в середине I тысячелетия до н. э. и в последующие несколько сотен лет играли роль государственных религий в некоторых древних и раннесредневековых государствах Индии. Однако затем были почти полностью вытеснены индуизмом. Примерно 80 тыс. жителей Индии исповедуют зороастризм. Эта религия получила распространение в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане и других странах.

Последователей христианства в Индии насчитывается около 20 млн человек (немногим более 2 % населения). По преданию, основная их часть в Южной Индии — это потомки обращенных в христианство в I в. н. э. апостолом Фомой и в IV в. — греческим епископом Фомой Эдосским, прибывшим на Малабарское побережье. Христиане в штате Гоа, составляющие 30 % его населения, — потомки обращенных в христианство в период португальского колониального правления (начало XVI — середина XX в.). В северо-восточных штатах благодаря деятельности миссионеров доля христиан составляет около 80 %. Индуистский пантеон охватывает несколько тысяч божеств и их различные воплощения (в том числе в облике животных), а также демонов, духов и т. д. Наиболее почитаемые боги — Брахма, Шива и Вишну (и одно из его воплощений — Кришна), хотя в отдельных областях и даже населённых пунктах популярны культы «своих» главных божеств. При отсутствии какой-либо церковной организации, полной независимости каждого храма, бесконечном разнообразии форм религиозного поклонения всех индуистов объединяет следование дхарме — особым правилам жизненного поведения, что, по их представлениям, обеспечивает после смерти достойное место в бесконечной цепи перерождений.

Священной рекой индуистов считается Ганга, на её берегах расположены места паломничества — города Варанаси, Хардвар и др. Индуистские храмы, многие из которых построены в X—XII столетиях и раньше, — выдающиеся памятники средневековой архитектуры Индии. Наиболее знамениты похожие на башни храмы в Пури, Бхубанешваре и Канараке (штат Орисса), пещерный храм в Элефанте, около Бомбея, огромные храмовые комплексы с многоярусными надвратными башнями в южноиндийских городах Канчипурам, Мадурай и др. Столь же известны и грандиозные дворцы-крепости правителей (раджей) средневековых княжеств Джодхпур, Удайпур, Джайпур и других в штате Раджастхан, Гвалияр в штате Мадхья-Прадеш и другие.

Курсом Неру

По своему политическому устройству Индия является парламентской республикой, в которой федеральное правительство формиру­ется большинством нижней палаты парламента (Лок Сабха — Народная палата). Президент Индии хотя и считается главой исполнительной власти, контролирует её лишь номинально. На практике его главная задача — поддержание политической устойчивости в стране и единства федерации. Интересы штатов в центре представляет верхняя палата парламента (Раджья Сабха — Совет штатов), которую возглавляет вице-президент.

Все партии Индии, находясь у власти, проводят сходную экономическую политику, продолжая «курс Неру», приведший за годы независимости к впечатляющим успехам в экономическом, научном и культурном развитии. Сущность «курса Неру» в экономической политике состоит в следующем: осуществление поддержки национального предпринимательства, его защита от иностранной конкуренции, государственное регулирование частного сектора, жёсткий контроль над финансовыми операциями, в государственном секторе — преимущественное развитие основных отраслей тяжёлой промышленности и энергетики.

С 1991 г. в стране проводится экономическая реформа, направленная на ослабление государственного контроля над частным бизнесом, и осу­ществляется приватизация некоторых государственных предприятий. Тем не менее основные контуры прежней политики государства не изменяются, включая государственное планирование экономического и социального развития.

Если в колониальной Индии основными отраслями промышленности были текстильная, угледобывающая и пищевая, то за полстолетия независимого развития в стране созданы практически все отрасли современного промышленного производства (кроме гражданского самолётостроения), включая сложную электронику, автомобилестроение, атомную энергетику (в 1998 г. прошли первые испытания ядерного оружия). С 1962 г. в Индии осуществляются космические исследования, в 1975 г. советской ракетой-носителем был выведен на орбиту первый индийский спутник, а с 1980 г. начались запуски космических ракет индийского производства.

За годы независимости общий объём промышленного производства возрос более чем в девять раз, и Индия вошла в первую десятку промышленно развитых стран мира. Быстрому экономическому росту способствовало наличие многих основных видов полезных ископаемых, включая мирового значения запасы железной руды, угля, марганца, слюды (правда, собственной нефти Индии недостаточно). В 60— 70-х гг. большую помощь в создании металлургии, машиностроения, энергетики оказал Советский Союз. В конце XX в. Россия продолжает тесное экономическое сотрудничество с Индией.

Второй важнейшей отраслью индийской экономики является сельское хозяйство, в нём занято около 60 % населения. Основные возделываемые культуры: сахарный тростник, пшеница, рис, просо, земляной орех (арахис), горох, соя, хлопчатник, разнообразные овощи и фрукты. Индия — один из главных мировых производителей чая, кофе, натурального каучука и пряностей. Страна занимает первое место в мире по численности крупного рогатого скота (около 300 млн голов), но, поскольку его убой запрещён законом (корова — священное животное у индийцев), значительную часть поголовья составляют истощённые непродуктивные животные.

В период независимости общий объём сельскохозяйственной продукции почти удвоился, на столько же возросло и население. Поэтому для многих жителей страны проблема продовольствия остаётся довольно острой. Несмотря на осуществление различных государственных программ поддержки малоимущих слоёв, за чертой бедности находится около 40 % населения.

Основная социально-экономическая проблема Индии — это перенаселённость и весьма низкий жизненный уровень. В течение XX в. плотность населения страны возросла в три с половиной раза, причём лишь 30—35 % индийцев принадлежат к среднему классу, около 1 % составляют богатые, остальные 65—70 % населения— беднота.

Несмотря на все внутренние и внешние проблемы, быстрыми темпами идёт научное и культурное развитие. Подготовку кадров осуществляют более 170 университетов, по всей стране открыты десятки государственных музеев, развёрнута кампания по ликвидации неграмотности (в 1991 г. неграмотными были 48 % населения).

Мировое признание получило творчество индийских писателей. Бенгалец Рабиндранат Тагор (1861— 1941) — выдающийся мыслитель и деятель культуры, автор многочисленных романов, повестей, рассказов, стихов, пьес и философских произведений — стал первым в истории страны лауреатом Нобелевской премии (1913 г.). Среди художников мировую известность получил Амрита Шер-гил (1912—1941), а также долго жившие в Индии Николай Рерих (1874—1947) и его сын Святослав (1904—1993). Однако наиболее массовым и популярным искусством в Индии остаётся кино: по выпуску художественных фильмов она уже много лет занимает лидирующее положение.