Навигация:   Главная Вест-Индия Транспорт и связь на Кубе
Транспорт и связь на Кубе

Основные транспортные системы Кубы были построены до революции: центральная железная дорога – в начале века, центральная автомагистраль – в 1930-х годах, авиационное сообщение началось в 1940-х годах. На протяжении 1960–1970-х годов состояние железнодорожной сети ухудшилось, а протяженность шоссейных и грунтовых дорог возросла почти вдвое. В конце 1980-х годов на Кубе имелось 13 116 км дорог с твердым покрытием. Одним из достижений послереволюционной Кубы стало создание торгового флота: если в 1959 в стране имелось лишь 14 морских судов водоизмещением 58 000 т, то к 1989 Куба обладала 117 судами. Однако в 1990-х годах работа кубинского торгового флота была практически парализована из-за отсутствия топлива в связи с резким сокращением поставок российской нефти. Сокращению торгового оборота в кубинских портах способствовала также политика торгового эмбарго, проводимая США по отношению к Кубе, поскольку всем иностранным кораблям, заходившим в порты Кубы, запрещался после этого заход в американские порты в течение 6 месяцев.

Телевещание на Кубе в середине 1990-х годов ведется под контролем государственного Кубинского института радиовещания и телевидения по двум общенациональным каналам; кроме того, свои телестанции существуют в каждой провинции. В стране функционируют пять государственных радиосетей, служба радиовещания на зарубежные страны, а также ряд местных радиостанций.

На 1997–2004 была намечена модернизация системы телефонной связи в масштабах страны; предполагаемая стоимость работ составляет 900 млн. долл. Предусматривается также значительное увеличение числа абонентов телефонной сети – с 3 до 9 на каждых 100 жителей. План предусматривает также установку 50 тыс. общественных телефонов-автоматов, переход на цифровую систему обработки сигналов (вместо существующей аналоговой), модернизацию телефонной системы всей страны и доведение ее до современных международных стандартов. Уже к концу 1997 телефонная компания ЭТЕКСА развернула на Кубе сеть телефонов, обеспечивающих как междугородную, так и международную связь по предварительно оплаченным карточкам.

Энергетика

Источником более 60% вырабатываемой на Кубе энергии является нефть. Количество нефти, добываемой в стране, невелико, поэтому основную часть потребляемой нефти составляют поставки из-за рубежа. Хотя проведенные в стране поиски нефтяных месторождений дали положительный результат, в 1992 на Кубе было добыто лишь 771 тыс. т нефти. В стране имеется 3 нефтеперерабатывающих завода, все они были построены до революции, два с помощью США и один – Великобритании. Общая мощность электростанций, в большинстве своем теплоэлектростанций, в 1958 составляла 2,6 млн. кВт, а в 1989 превысила 15 млн. кВт.

Производство электроэнергии резко упало в начале 1990-х, с наступлением «особого периода революции», однако уже в 1994 начался его подъем. В 1995 выработка электроэнергии составила 12,474 млн. кВт, а в 1996 – 13,258 млн. кВт. В 1997 возобновились работы по программе модернизации тепловых электростанций, началось строительство новой ТЭС в Фельтоне мощностью 200 мегаватт и открыто финансирование строительства еще одной ТЭС мощностью 100 мегаватт, работающей на природном газе.

Строительство атомной электростанции, которое велось при технической помощи Советского Союза, было остановлено в 1992 в связи с экономическими трудностями и прекращением поставок оборудования из России. Серьезный ущерб кубинской энергетике был нанесен отказом России выполнить свои обязательства по заключенным торговым договорам. Чтобы компенсировать нехватку электроэнергии, в стране было введено жесткое нормирование ее потребления; были также проведены закупки нефти в ряде стран (главным образом в Иране) в обмен на поставки сахара. Временное отключение электроэнергии, очень частое в середине 1990-х, стало происходить существенно реже в 1998. В 1997, в первый раз с начала экономических реформ отмечен рост производства электроэнергии, составивший 2%.