Навигация:   Главная Вест-Индия Музыка (Куба)
Музыка (Куба)

Многие специфические особенности кубинского искусства получили освещение и истолкование в трудах пользующегося международной известностью антрополога и музыковеда Фернандо Ортиса (1881–1969), исследовавшего роль африканского культурного наследия в кубинской культуре. По Ортису, «любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном» породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, танец румбу и протяжную песню сон. Кубинская музыка сохранила европейский мелос, восприняв своеобразные и богатые африканские ритмы. Песенные традиции испанского фольклора прослеживаются в наиболее распространенных музыкальных жанрах – таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец сапатео (типа чечетки) и крестьянская песня гуахира.

Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817–1870) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847–1905), впервые использовавший в своих Кубинских танцах для фортепиано темы национального фольклора. Основоположниками кубинской оперы стали Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874–1944) и Хосе Маури Эстеве (1856–1937), который впервые обратился к традициям афро-кубинского фольклора. Эту тенденцию развили в русле современных музыкальных форм два лучших кубинских композитора 20 в.: Амадео Рольдан (1900–1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906–1940). Большой популярностью пользуются песни и пьесы Эрнесто Лекуоны (1896–1963). После революции национальную музыкальную традицию развивают композиторы, испытавшие влияние западноевропейского авангардизма: Карлос Фариньяс (р. 1934), руководитель национального симфонического оркестра (осн. 1960) Мануэль Дучесне Кусан (р. 1932), гитарист Лео Брауэр (р. 1939), Хуан Бланко (р. 1920), приверженец электронной музыки. Существовавшие до революции «Общество любителей музыки» и «Лицеум», пропагандировавшие хорошую музыку, были заменены после 1959 многочисленными домами культуры.

Народная кубинская музыка остается основой многих современных танцевальных ритмов во всем мире. Кроме певцов и музыкальных групп, пользовавшихся популярностью в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы (таких, как Бенни Мор и трио «Матаморес»), мировую известность в 1990-е годы приобрели такие певцы, как Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Омара Портуондо и Элена Бурке, джазовые пианисты Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба, а также ансамбли Элио Реве, Исаака Дельгадо, Пачо Алонсо, Адальберто Альвареса, ансамбль «Лос Бан-бан» и др.

Кино и театр

Под эгидой Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, основанного в 1959, процветает национальная кинематография. Наибольшей известностью пользуются режиссеры Хулио Гарсия Эспиноса (р. 1926), Умберто Солас (р. 1942) и Томас Гутьеррес Алеа (1928–1996). Фильмы Лусия (1968) Соласа и Воспоминания об отсталости (1968) и Земляника и шоколад (1993) Гутьерреса Алеа получили множество международных премий. Начиная с 1979 в Гаване ежегодно проходит международный кинофестиваль – крупнейший кинофорум в Латинской Америке и третий по значению в Западном полушарии. Хотя на состоянии кубинской кинематографии тяжело отразился финансовый кризис, связанный с падением мировой социалистической системы, к концу 1990-х годов в ней наметились признаки возрождения; с помощью иностранных кинопродюсеров, чаще всего мексиканских или испанских, снимаются новые фильмы. В декабре 1998 в Гаване состоялся 20-й традиционный кинофестиваль, и главный приз на нем завоевал кубинский фильм режиссера Фернандо Переса.

После революции в стране выросло количество театров, в том числе дающих представления на открытых площадках. Первым таким театром был созданный в конце 1960-х годов экспериментальный театр «Эскамбрай», которым руководит Серхио Корриери, прославившийся исполнением главной роли в фильме Гутьерреса Алеа Воспоминания об отсталости. Сюжеты пьес, которые ставятся в этом театре, заимствованы из жизни и отражают интересы простых людей провинции Эскамбрай, а профессиональная деятельность труппы тесно связана с социологической и политической работой. Всего в стране работает более 50 драматических коллективов.

Большой известностью пользуются Национальный балет Кубы, созданный в 1948 прославленной балериной Алисией Алонсо, а также «Балет Камагуэя», основателем которого был Фернандо Алонсо. Имеется также замечательный фольклорный танцевальный коллектив.