Навигация:   Главная Вест-Индия Изобразительное искусство на Кубе
Изобразительное искусство на Кубе

Формирование национальной школы живописи относится к первой половине 19 в., когда была основана (1817) Академия Сан-Алехандро (ныне – Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро). Тенденция к отражению национальной действительности ярко проявляется на рубеже 19–20 вв. в творчестве живописцев Армандо Менокаля (1863–1942), изобразившего сцены освободительной войны и жанристов Леопольдо Романьяча (1862–1951) и Рамона Лоя (р. 1894). На кубинских художников 20 в. заметное влияние оказало современное французское искусство. К их числу относятся абстракционисты Амелия Пелаэс (1897–1968) и Мариано Родригес (1912 - 1990); своеобразные художники Кундо Бермудес и Рене Портокарреро (1912 - 1985), использующие декоративные и архитектурные мотивы, Марсело Поголотти (р. 1902), создатель картин городской и пролетарской тематики; знаменитый Вильфредо Лам (р. 1902), для которого языческий религиозный культ сантерии послужил основой собственного фантастического мира; наконец, Марио Карреньо, автор фресок, изображающих жизнь чернокожих крестьян Кубы. В 1950-е годы среди молодых художников получил большое распространение абстракционизм как форма протеста против традиционного искусства. К этому направлению принадлежала известная «Группа одиннадцати», объединившая наиболее талантливых представителей молодого поколения, таких, как Рауль Мартинес (1927 - 1995), Антония Эйрис и Сервандо Кабрера Морено.

В период революции выдвинулось новое поколение художников, многие из них приобрели широкую известность, например Хосе Бедия, Томас Санчес, Хуан Франсиско Эльсо Падилья, Мойсес Финале, Хосе Франко, Флавио Гарсиандия, Мануэль Мендиве, Сайда дель Рио, Хулия Вальдес, Марта Мария Перес Браво. К ним присоединился ряд еще более молодых художников, уже успевших заявить о себе в мире искусства: Абель Барросо, Таня Бругера, Карлос Эстевес, Алисия Леаль, Эльса Мора, Сандра Рамос, супруги Карпентер. В 1990-х годах появилась группа талантливых художников-самоучек, в том числе Роберто Хай Матаморос, Исабель де лас Мерседес и Хильберто де ла Нуэс. Наибольшей самобытностью отличаются работы Гарсии Монтебраво, Луиса Родригеса и Хулиана Эспиносы. Начиная с 1984, когда Центр им. Вильфредо Лама организовал Первый Гаванский фестиваль искусств, каждые два года в Гаване устраивается международная выставка изобразительного искусства («Бьенналь»), представляющая искусство Латинской Америки и всего третьего мира.

Правительство Кастро тратило значительные средства на издание книг и прилагало большие усилия к тому, чтобы нести искусство в массы. Было создано издательство «Дом Америк», под эгидой которого состоялся ряд финансировавшихся правительством международных конгрессов писателей; многие латиноамериканские писатели, участники конгрессов, стали поддерживать идеи кубинской революции. В 1960 был создан Национальный союз кубинских писателей и художников, первым председателем которого был поэт Николас Гильен, а после его смерти – Абель Прието (в настоящее время – член Политбюро и министр культуры в правительстве Кубы).

Революционное правительство провело большую работу в масштабах всей страны для сохранения культурного наследия, особенно африканских традиций, в песенном и танцевальном фольклоре.