Навигация:   Главная Вест-Индия Экономика Гаити
Экономика Гаити

Основная отрасль производства Гаити – сельское хозяйство, где занято ок. 66% работающих. Развитию сельского хозяйства препятствуют особенности гаитянского климата и рельефа. Хорошо орошаемые земли слишком гористы и не позволяют развернуть крупные хозяйства, тогда как равнинные районы слишком засушливы.

Поэтому плантационное сельское хозяйство существует лишь на орошаемых землях – на Северной равнине, в долинах рек Артибонит и Кюль-де-Сак. В целом только треть территории Гаити составляют пахотные земли, да и те неуклонно сокращаются из-за эрозии почв, а также их истощения вследствие постоянного выращивания одних и тех же культур. Отсутствие современных технологий и слишком мелкие наделы препятствуют организации крупных высокопроизводительных хозяйств.

В Гаити выращивают маниоку, рис, кукурузу, фасоль, батат, картофель, бананы и другие фрукты. Основной продукт экспорта – кофе; экспортируются также растительное масло, зерна какао, сахар, патока, ром, мясо и сизаль (обработанные волокна текстильных агав).

Добыча полезных ископаемых никогда не играла существенной роли в гаитянской промышленности. Североамериканская компания, добывавшая бокситы, в 1983 закрыла шахты из-за высокой себестоимости продукции. Добыча меди прекратилась в 1971 по причине низких мировых цен.

В 1980-е годы в экономике Гаити стала возрастать роль промышленного производства. До 1970 гаитянская промышленность была представлена преимущественно мелкими предприятиями, производившими хлопчатобумажный текстиль, мыло, цемент, краски, обувь, или занимавшихся переработкой сельскохозяйственной продукции. С 1970 под контролем североамериканского капитала возникли новые предприятия легкой промышленности, изготовляющие продукцию на экспорт из импортированного сырья – электронику, одежду, игрушки, спортивные товары. В 1980-е годы мячи для игры в бейсбол производились большей частью в Гаити, но в 1990 главный североамериканский производитель мячей предпочел перевести свои предприятия в Коста-Рику. Ремесленники изготавливают сувениры, в частности пользующиеся спросом плетеные корзины и гравюры на дереве. Туризм был важной статьей валютных поступлений до 1983, когда поток североамериканских туристов прекратился из-за эпидемии СПИДа.

Торговля

Объем торговли Гаити всегда был незначительным, даже по сравнению с другими развивающимися странами. В 1990 доходы от гаитянского экспорта составили 271 млн. долл., тогда как расходы на импорт – 461 млн. Приблизительно две трети доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции принес кофе, остальная доля экспорта приходится на промышленную продукцию, растительное масло, веревки и зерна какао. Страна ввозит промышленные товары, машины, транспорт и нефть. Главным торговым партнером Гаити являются США.

Экономическое развитие

В 1950-х годах гаитянское правительство разработало ряд программ экономического развития страны, включающих расширение сельскохозяйственных угодий, прокладку дорог, строительство дешевого жилья, совершенствование системы здравоохранения. США оказали существенную помощь Гаити в строительстве на р.Артибонит дамбы и гидроэлектростанции, которые должны были дать стране дешевое электричество, обеспечить воду для орошения земель и создать систему защиты от наводнений.

США субсидировали и внедрили ряд успешных программ, таких как проект расширения рисоводческих угодий в долине р. Артибонит, широкая просветительная кампания, направленная на сохранение лесов, и кампания борьбы против заболеваний и недоедания с призывами к населению выращивать и употреблять в пищу свежие овощи. В 1960-е годы США прекратили помощь Гаити, и Франсуа Дювалье пришлось полагаться на внутренние ресурсы. Экономический спад продолжался до конца 1960-х годов, когда оживился туристический бизнес, возникли новые производства, и США возобновили финансовую помощь, хотя и в ограниченном масштабе.

Транспорт

Протяженность автомобильных дорог Гаити насчитывает 4 тыс. км., но в сезон дождей большинство из них становятся непригодными для пассажирского транспорта. Асфальтированные дороги, рассчитанные на любые погодные условия, были проложены в конце 1970-х годов при финансовой поддержке Франции и Всемирного банка: они связывают города Порт-о-Пренс, Жакмель и Кап-Аитьен. Североамериканская компания «Хаитиан-Американ шугар» время от времени использует небольшую железную дорогу для транспортировки сахарного тростника. Экспортные и импортные перевозки полностью зависят от иностранных судовладельцев. Местные авиалинии связывают основные города страны, международные рейсы осуществляются иностранными компаниями.

Финансы

Нынешняя финансовая система страны была установлена в 1915 во время оккупации Гаити Соединенными Штатами, которые по условиям договора взяли на себя реорганизацию финансов и контроль за таможенными сборами, продолжавшийся до 1947. Национальный банк Гаити обладает правом денежной эмиссии. Гаити финансирует свои текущие расходы в основном за счет непрямых налогов, прежде всего экспортно-импортных пошлин. В период правления династии Дювалье диктаторы и их ближайшее окружение присваивали себе около трети доходов в казну и вкладывали деньги в зарубежные компании. Практика расхищения государственных средств продолжалась, хоть и в меньших размерах, вплоть до демократических выборов 1990. Около пятой части бюджетных поступлений плюс доходы от правительственной табачной монополии уходили на содержание армии, полиции и других подразделений репрессивного аппарата. Гаити имеет бюджет развития, целиком зависящий от иностранной помощи.