Уэльс |
География Уэльса
Значительная часть Уэльса была когда-то покрыта лесом, в основном из скального дуба, но сейчас большая часть лесных массивов уничтожена в сельскохозяйственных целях, а также для судостроения, постройки хранилищ угля и прочих шахтерских сооружений. Чрезмерное стравливание пастбищ и появление зарослей дикорастущего рододендрона практически уничтожили возможность восстановления леса. В настоящее время чаще других пород деревьев встречаются ясени, растущие в речных долинах, богатых также цветами, таких как примулы, фиалки и орхидеи. Также часто встречаются дикие вишни и полевые клены. В горах страны растут хрупкие арктические растения, такие, как уникальная сноудонская лилия. Протяженное побережье Уэльса облюбовано морскими птицами – здесь обитают 30% от всех существующих на Земле мэнских буревестников, а в Грассхолме расположена одна из самых крупных колоний бакланов. Внутренние территории Уэльса являются последним в Британии пристанищем рыжих коршунов, а также подковоносов, которые обитают только в Уэльсе и в некоторых частях Англии. Также в стране обитают рыжие белки и серые морские котики, чьи колонии сосредоточены на западном побережье. Вероятно, будет справедливым сказать, что Уэльс страдает от чрезмерного количества осадков – дождь идет буквально круглый год. Западный и юго-западный ветра также ухудшают климатическую ситуацию. Говорят, что из-за приближенности гор к побережью на небольшой территории можно наблюдать различные климатические условия. Температура в Кардиффе достигает 200С в самый разгар лета (август) и очень редко опускается ниже 0°С даже в разгар зимы (январь). История Уэльса Уэльс описывается как одна из древнейших стран в мире, где имеются свидетельства обитания людей древностью до 200 000 лет. Европейские кельты, прибывшие сюда около 600 года до нашей эры, принесли с собой знаменитые уэльские отличительные черты, проявляющиеся в речи, радушии и богатой фантазии местных жителей. Последующее пребывание здесь римлян вошло в мифы как период благостного правления. Возможно, такое ощущение сложилось из-за хаоса следующего периода, когда Уэльс захватили ирландские пираты и шотландцы (представители племен бриттов). Христианская религия была привнесена сюда в 5 веке из Ирландии. Первым и наиболее известным христианским просветителем и крестителем местного населения был монах Дэви (это имя впоследствии под норманнским влиянием превратилось в Дэвид, который стал главным святым Уэльса). Раннее христианство наложилось на строго соблюдаемую систему кельтских верований, в которых почитались свои священные родники, святые и отшельники. Период с V по XI века характеризуется англо-саксонским влиянием и вторжением; приблизительно в это же время бритты начали называть себя валлийцами. Считается, что король Артур, легендарный символ надежды и вдохновения, возглавлял борьбе бриттов с англо-саксами в VIII веке. Более существенной и относящейся к тому же периоду была деятельность Оффы, короля соседнего англо-саксонского королевства Мерсии. Он соорудил дамбу, чтобы отметить границу между уэльсцами и мерсианцами. Сегодня Дамба Оффы является самым замечательным туристическим маршрутом в стране. Вторжения викингов в IX и X веках послужило причиной для объединения независимых и хорошо развитых к тому времени валлийских королевств. По иронии судьбы, хоть угроза захватов и заставила Уэльс развиваться как крупную единицу, она также подвергла его дальнейшей зависимости от английской короны. В 927 году уэльские короли признали англо-саксонского короля Адельстана своим повелителем и покровителем. В течение следующего века Вильгельм Завоеватель в полной мере воспользовался этим прецедентом, разместив влиятельных и воинственных феодальных баронов вдоль уэльской границы. В XIII веке были сделаны попытки превратить Уэльс в независимое государство, и Лльюэлен Последний в 1267 году смог добиться от английского короля Генриха III своего признания как первого Принца Уэльса. Тем не менее, безграничная радость нации была недолгой, так как воинственный последователь Генриха III, Эдвард I заставил своего соседа присягнуть себе на верность в качестве вассала. В 1302 году было совершено так называемое «оскорбление короны», когда титул Принца Уэльского был отдан старшему сыну английского монарха. Впоследствии Эдвард отметил свою власть здесь строительством ряда массивных замков и предоставлением английским колонистам права основывать города и графства в английском стиле. Последняя вооруженная оппозиция английскому правлению была сформирована в 1400 году, когда Оуаин Глиндвр сделал заявление о том, что именно он обладает правом называться главой Уэльса, поскольку является потомком принцев северного Поуиса. Его восстание было подавлено Генрихом IV, чьи жестокие казни оставили в памяти народу Уэльса горький след на многие годы. До 1730 года в Уэльсе царило спокойствие, но в тот год он оказался охвачен промышленной революцией, в результате чего приобрел новые черты, привитые методистами. Развитие производства угля и добычи меди, сланца и олова привели к феноменальному увеличению населения, быстрому изменению составных частей страны от сельских общин до урбанизированных шахтерских и промышленных центров. Задымленные города были очагами нонконформизма, национализма, профсоюзного движения, либерализма и поддержки лейбористской партии. Изменения статуса Уэльса назрели, и они медленно, но верно свершались: Плейд Кимру, Валлийская Национальная партия, была сформирована в 1925 году; валлийский язык был официально признан в 1942 году; Кардифф был назван официальной столицей Уэльса в 1955 году; в 1964 году в британском правительстве была введена должность государственного министра Уэльса; в настоящее время Плейд Кимру имеет несколько мест в Палате Общин. Валлийская культура и язык также обрели свою самобытность; в 1982 году в Уэльсе появился свой телевизионный канал, вещание на котором ведется на валлийском языке. Уэльс вступил в 90-е годы ХХ столетия, обремененный проблемами своей угольной и сталелитейной промышленности, а закончил десятилетие с функционирующим Уэльским Собранием и возрожденным чувством национального самосознания. Но, несмотря на программы развития, здесь в крупных масштабах сохраняется безработица. Нынешняя политика лейбористского правительства более эффективна для Уэльса, чем политика консерваторов, но вероятность того, что Уэльс превратится в отдельную нацию и получит государственную самостоятельность, остается слабой. Культура Уэльса Айстеддвод является чисто валлийским изобретением, которое оставляет у всех путешественников мистическое впечатление. Само слово айстеддвод в переводе означает «собрание бардов», и традиционно айстеддвод был конкурсом, связанным с поэзией и музыкой. Первый айстеддвод был проведен в 1176 году. Однако популярность этих мероприятий упала после XVII века, когда они начали вызывать ярость в среде строгих нонконформистских протестантов. В 1860 году для возобновления старых традиций было учреждено Национальное Общество Айстеддвода, и в настоящее время проводится три крупных айстедвода и несколько местных, регионального масштаба. Другим достоянием валлийской культуры, ведущим традиции от шахтерских сообществ южного Уэльса, являются мужские хоры. В основе хоров лежит методизм, а их репертуар богат гимнами и другими торжественными произведениями. С течением времени меняется и структура хоров – нынче в их составах можно увидеть и иностранцев, и – как ни парадоксально – женщин. Уэльссцы – нация нонконформистов, поэтому не удивительно появление здесь в большом количестве сект нонконформистских протестантов. Христианство существует в Уэльсе с V века; со времен Реформации Уэльс стал относиться к епархии англиканской церкви. В XVIII веке новые слои рабочего класса стали образовывать различные секты, в частности, баптистскую, методистскую и индепендентскую, подразумевающую введение самоуправления для каждого прихода. К 1851 году 80% населения были нонконформистами, а в 1920 году англиканская церковь исчезла из страны. Нонконформисты традиционно являются пуританами, и до недавнего времени по воскресеньям пабы были закрыты. В настоящее время, тем не менее, только 220 тысяч валлийцев являются нонконформистами.
Уэльская пища не отличается сколько-нибудь яркими особенностями, но она все-таки существует! Безусловным символом местной кухни является лук-порей. Однако не менее специфично выглядят и такие яства, как хлеб из красных водорослей (смесь морских водорослей, овсянки и бекона, подается в виде тостов), гренки с сыром (сыр на тосте с добавлением аромата горчицы и пива) и гламорганские сосиски (Glamorgan sausages), сделанные из сыра, хлеба, трав и, конечно, лука-порея.
|