Навигация:   Главная Арктика Новая Земля в период второй мировой войны III
Новая Земля в период второй мировой войны III

В июле 1942 г. разыгралась трагедия союзного конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. 34 судна конвоя PQ-17 вышли из Исландии. Испугавшись возможности участия в атаке на конвой немецкого линкора "Тирпиц", еще в феврале этого года прибывшего в Северную Норвегию, первый морской лорд английского адмиралтейства сэр Дадли Паунд приказал рассеять конвой. В конвои входил сильный ближний эскорт и мощное прикрытие из двух линкоров, авианосца, восьми крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей. Дополнительно союзниками были развернуты 11 подводных лодок, девять из которых с тремя советскими лодками заняли позиции на ожидаемом курсе неприятельской эскадры. 22 судив конвоя были американскими. Вся эта мощная сила прикрытия вполне могла противостоять немецкому флоту в этом районе, состоявшему из "Тирпица", карманного линкора, крейсера, десяти эсминцев и подводных лодок.

В результате рассеяния конвоя германский флот и самолеты уничтожили поодиночке 23 судна. Разбросанные в Северном Ледовитом океане торговые суда уничтожались поодиночке подлодками и самолетами Люфтваффе. А фашистский линкор "Тирпиц" в этих операциях участия не принял.

Рассыпавшиеся транспортные суда конвоя, преследуемые немецкими подводными лодками и самолетами, самостоятельно прорвались в Белое море и к Новой Земле. Американский транспорт "Беллингхем" и советский транспорт "Донбас", спасший по пути 51 американского моряка с торпедированного судна "Даниель Морган", 9 июля прибыли в Архангельск 11 советских и иностранных транспортов конвоя РQ-17 подошли к берегам Новой Земли. Советские истребители ПE-3 приняли участие в поиске и прикрытии судов конвоя. Два гидросамолета типа ГСТ были направлены к берегам Новой Земли. Кроме того, помощь, экипажам транспорта оказывали два гидросамолета, базировавшиеся в Малых Кармакулах. Одним из них командовал известный полярник летчик, Герой Советского Союза И.П.Мазурук. К 7 июля к Новой Земле подошла основная часть уцелевших транспортов и английских эскортных кораблей. К архипелагу, на поиски уцелевших судов и спасшихся с потопленных судов людей, были посланы зверобойный бот "Мурманец", минный заградитель "Мурман", тральщик "ТЩ-38". В районе мыса Желания наши летчики обнаружили три судна конвоя.

В губе Литке сел на мель американский транспорт "Уинстон Сейлем". Экипаж судна вывел из строя орудия, затопил артпогреб и съехал на берег. В бухту Кармакулы зашел английский транспорт "Эмпайр Тайп". Тяжело поврежденный советский транспорт "Азербайджан" укрылся в заливе Русская Гавань, 5 союзных транспортов и 11 небольших английских кораблей охранения зашли в пролив Маточкин Шар под прикрытие береговой артиллерийской батареи Новоземельской военно-морской базы.

В это время к Новой Земле подошел советский пароход "Рошаль", который доставил продовольствие и грузы для жителей становищ и полярных станций полярных станций архипелага. 6 июля экипаж пароxода "Рошаль" бросил якорь у поселка Лагерное в проливе Маточкин Шар. На следующий день экипаж судна был свидетелем прихода уцелевшей части конвоя PQ-17. Состоялись взаимные посещения наших и союзных судов, а также становища Лагерное. 12 июля судно "Рошаль" зашло в Малые Кармакулы для погрузки предназначенных в Архангельск ящиков с яйцами кайр, собранных на местных птичьих базарах Здесь экипаж застал большой американский транспорт. У берега стояли на якорях две летающие лодки "Каталины". Затем судно направилось к Белушьей Губе, откуда доставило в Архангельск пять человек команды с погибшего американского судна. Американцы были истощены, т к им пришлось после гибели судна 12 суток провести в море на открытом вельботе.

27 июля, после ухода "Рошаля" из Малых Кармакул, немецкая подводная лодка огнем из пушки разрушила строения полярной станции "Малые Кармакулы" и уничтожила двухмоторные гидросамолеты ("летающие лодки") вместе с двумя дежурившими на них летчиками.

21 июля две немецкие подводные лодки подвергли обстрелу суда в губе Белушьей. Артогнем немецкой подводной лодки 25 августа была повреждена полярная станция "Мыс Желания". Дети и подростки от 13 до 17 лет, направленные на Новую Землю из Архангельска на сбор тушек птиц, яиц, гагачьего пуха и на лов рыбы, помогли спасти на архипелаге экипаж американского судна, потопленного фашистами.

Переходом первого конвоя с Новой Земли в Архангельск руководили спасшийся с потопленного транспорта коммодор конвоя "PQ-17" Дж. Даудинг и командир корабля ПВО "Паломарис" кэптон Джонси. Находясь в Mаточкином Шаре, они провели конференцию командиров кораблей охранения и капитанов стоявших в проливе судов. 7 июля два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта вышли из Маточкина Шара.9 июля конвой подобрал шлюпки и спас людей с двух американских транспортов. 10 июля, во время налета около 35 немецких бомбардировщиков, были сильно повреждены два транспорта Их экипажи были сняты, а транспорты затоплены. 11 июля транспорт "Оуши Фридом" и "Самуэль Чейз" и корабли охранения прибыли в Архангельск. 9 июля в пролив Маточкин Шар зашли еще три американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера "Айшир".