Навигация:   Главная Центральная Европа Нове Место
Нове Место

За крепостными стенами Старого Города, на территории, ограниченной с юга Вышеградом, а с севера - влтавским берегом, напротив острова Штванице, возник новый городской комплекс. Крепостные стены Нового Города протяженностью почти три с половиной километра были построены в течение двух лет и на южной стороне над речкой Ботич подходили вплотную к вышеград-ской крепости.

Судя по той части новоместской стены над Нусельской долиной, которая сохранилась до наших дней, ее толщина достигала двух, местами трех метров, а высота - шести метров. На стене была также галерея, где могли расположиться защитники крепости. К тому же крепость укрепляли две утолщенные угловые стены: одна на Карлове, над речкой Ботич, а вторая - на северо-восточном конце крепостных стен, напротив холма Витков, а так же девятнадцать башен, трое ворот и надвратная башня-крепость св. Яна, также называемая "Святоянская", "Слепая", или "Свинарная". Ни от Старого Города, ни от Вышеграда Новый Город не был отгорожен стеной. Это относится и к прибрежной его части, вдоль Влтавы вплоть до скалы св. Вацлава на Здеразе. Именно в этом месте сын Карла, Вацлав IV, построил небольшой укрепленный замок, предназначенный для защиты влтавского берега. Так как система плотин создавала препятствия на берегу, по сути, лишенном защиты, на севере вплоть до староместских стен свободный доступ к городу через реку был затруднен. Крепостными стенами не была защищена и нижняя часть Нового Города у Влтавы. На противоположном берегу возможности подступа к реке ограничивали крутые склоны на Летне.

Автором урбанистического проекта Нового Города был неизвестный архитектор, но в его великолепном творении проявился изысканный вкус Карла IV. Представления короля о резиденции римского императора и всей Священной Римской Империи формировались, когда он жил во Франции и в Северной Италии, еще будучи наследником. Существовавшие до этого пражские города и их архитектура вряд ли могли соответствовать представлениям Карла о столице самого могущественного правителя христианского мира того времени.

В своей урбанистической концепции нового городского комплекса Карл IV предполагал застроить и заселить огромную территорию города с множеством площадей, улиц, костелов и монастырей. Несомненно, значительное влияние при этом оказали те большие города, которые ему раньше довелось увидеть. Разделенная на земельные участки площадь нового городского комплекса составляла примерно 360 гектаров, В нее входили три основные части: Скотный рынок (ныне Карлова площадь) площадью более 8 гектаров, Конский рынок (ныне Вацлавская площадь), превышающий 4 гектара, и, наконец, Сенной рынок (ныне Сеноважная площадь), представляющий собой главную площадь нижней части города, предназначенный для торговли сеном и зерном. К ним присоединилась сеть улиц и переулков.

Управление Нового Города должно было осуществляться в соответствии с тем же правовым статусом, что и в Старом Городе, он должен был иметь самостоятельный городской совет. Каждый, кто приобрел земельный участок, должен был в течение одного месяца приступить к строительству дома и закончить его через 18 месяцев. Городской дом нельзя было отдавать под залог, превышающий половину его стоимости, так как только на таких условиях его владелец мог содержать дом в надлежащем виде. В уставной грамоте города Карл IV оформил также положение об особой защите евреев.

В пределах крепостных стен находились первоначальные поселения с приходскими костелами. Со временем здесь также возникали новые приходы при новых костелах, в результате чего Новый Город впоследствии был разделен на двенадцать приходов. Наряду с приходскими костелами король основал и ряд других костелов и монастырей. Так, на Ветряной горе в верхней части города после 1362 г. был построен костел св. Аполлинария. Недалеко от этого места уже в 1354 г. для монахинь ордена августинок Карл IV основал костел и монастырь св. Екатерины. До наших дней от монастыря сохранилась лишь стройная высокая башня с восьмигранной верхней частью. За этот своеобразный вид ее называют "пражским минаретом". В новом большом монастыре на Слованех с костелом Девы Марии и покровителей славян находился орден бенедиктинцев восточного обряда. Строительство всего комплекса началось в 1348 г. и закончилось его торжественным освящением в 1372 г. Был также построен новый монастырский костел Вознесения Девы Марии и св. Карла Великого, расположенный на самом высоком месте Нового Города, над речной долиной Ботича, напротив Вышеграда, принадлежавший августинским католикам. Карл IV считал Карла Великого своим предшественником и идеалом правителя. В долине реки Ботич, недалеко от стен Нового Города под Вышеградом, свой монастырь с небольшим костелом Благовещения Девы Марии, построенный после 1360 г., получил орден сервитов. Недалеко от староместских городских стен было построено монументальное здание монастырского костела Девы Марии Снежной, принадлежавшее ордену кармелитов. Напротив же Пороховой башни находился костел св. Амвросия монастыря бенедиктинцев миланского обряда.

В Петрской части города была проведена реконструкция старого доминиканского костела св. Климента, завершенная приблизительно в конце периода правления Карла IV. Были также обновлены приходской костел св. Петра в Поржичи и костелы в Йирхаржихах. Заново был отстроен приходской костел св. Вацлава в Здеразе, однако здеразский монастырь был разрушен. В Новом Городе недалеко от Сенного рынка были также построены приходской костел св. Генриха (Индожиха) и св. Кунгуты. Все эти культовые здания свидетельствуют о том, что при правлении Карла IV в Новом Городе зарождалась новая церковная архитектура. Для всех костелов Нового Города карловской эпохи характерно сочетание архитектурных стилей, стремление к созданию гармонии внутреннего убранства и внешнего вида зданий.

В центре скотного рынка во времена правления императора Карла IV каждый год в первую пятницу после Пасхи выставлялись императорские останки - "reliquiae imperiales", которые хранились вначале в храме св. Вита, а затем в королевской крепости Карлштейн. По этому случаю на площади строили большое деревянное сооружение в виде башни, с которой их показывали. Во времена правления сына Карла, Вацлава ГУ, на этом месте в 1387-1393 гг. была построена часовня Тела Господня.

Карл IV в особой грамоте обещал жителям Старого Города, что с основанием Нового Города их права никоим образом не будут ущемлены, им был обеспечен свободный проход через город. Он также приказал, чтобы в Новый Город переселились некоторые ремесленники, работа которых в их мастерских вызывала излишний шум. Король стремился к объединению пражских городов в единое целое и на какое-то время даже добился этого (1367-1377 гг.). Однако неравное положение частей города и разногласия горожан вынудили его восстановить статус-кво.

С возникновением Нового Города изменился и состав городских жителей средневековой Праги. В то время как в Старом Городе преобладал купеческий патрициат, в Новом Городе преимущественно жили ремесленники, хотя сюда и переселилась привлеченная перспективой будущего экономического развития часть староместских мещан.

Национальные и религиозные отношения в Новом Городе способствовали тому, что гуситство приобрело радикальные формы. В конце июля 1419 г. под руководством бывшего монаха премонстратского монастыря в Желиве, гуситскогo проповедника Яна и костела Девы Марии Снежной, при участии прославившегося позднее Яна Жижки из Троцнона здесь произошла первая пражская дефе-нестрация. После безрезультатных переговоров Яна Желевского с антигуситскими членами Городской думы Нового Города, которых назначил сам король Вацлав IV, об освобождении арестованных гуситских лидеров, толпа ворвалась в ратушу и выбросила "думцев" из окон зала ратуши на поднятые копья. Как пишет гуситский летописец, "это событие вызвало у недругов правды в Праге великий страх". В сущности, вся Прага оказалась в руках гуситов. Вацлаву IV ничего не оставалось, как назначить новых членов Городской думы.

Таким образом, восстание в Новом Городе стало началом гуситской революции, в которой Новый Город по сравнению со Старым Городом всегда был более радикальным. При этом Новый Город опирался на союзничество с Яном Жижкой и его братством, а после его смерти - с его продолжателями.

Взаимное соперничество между двумя пражскими гуситскими городами всегда усиливалось именно в тот момент, когда ослабевала необходимость отражать общего врага. Эти напряженные моменты помогали урегулировать союзники гуситской Праги среди крестьян. Взаимная вражда городов, наконец, достигла апогея накануне битвы у Липан в мае 1434 г., когда жители Старого Города при поддержке части бюргерско-дворянского лагеря своего соперника с оружием в руках захватили и уничтожили грамоты, подтверждающие привилегии, в ратуше Нового Города.

Соглашения, в результате которых гуситы достигли официального признания своих основных церковных требований, кроме прочего, обеспечивали равноправие и чашников, и католиков. В пражских городах жители выставляли еще одно условие для получения статуса горожанина - причащение под обоими видами. Каменная плита со статьями компактов была помещена на стене часовни Тела Господня, расположенной на самой большой рыночной площади Нового Города. Таким образом, символически была провозглашена победа революции. До сих пор вызывает удивление тот факт, что чешским королем был избран враг гуситов Сигизмунд Люксембургский. В делегацию в Брно и Иглаву для выяснения условий его вступления на трон входили и жители Нового Города, за которым Сигизмунд в течение своего краткого периода правления закрепил старые привилегии и утвердил новые.

В период междоусобиц в 1448 г. королем Праги стал Иржи из Подебрад. Его действия были направлены на то, чтобы найти опору в пражских городах, и Новый Город его полностью поддерживал. В период, когда он был гетманом, была построена новая призматическая надвратная башня ратуши. При правлении династии Ягеллонов обновление ратуши продолжалось и завершилось в 1522-1526 гг. перестройкой всего ее южного крыла.

При этом в архитектуру города уже стали проникать черты ренессанса. Так, в самой угловой башне были установлены ренессансные окна. Реконструкция ратуши была проведена под руководством Бенедикта Рейта из Пистова. В 1478 г., в период правления Владислава Ягеллона, после ликвидации большого еврейского кладбища в Новом Городе его территория была разделена на участки и застроена; в настоящее время на этом месте находится Владиславова улица. Недалеко от Национального театра и здания "Манес" расположена сохранившаяся до наших дней Шитковская водонапорная башня, построенная в 1489 г. Из нее по деревянным водостокам вода поступала в фонтаны Нового Города. Вместе с тем, продолжалось строительство и новых мещанских домов, и церковных зданий. При правлении короля Владислава были обновлены разоренный костел на Карлове и небольшой костел Девы Марии на Травничке под Вышеградом, разрушенный при осаде Вышеграда во время гуситских войн, В семидесятых годах XV в. было начато строительство позднеготичсской колокольни костела св. Генриха (Индржиха) и св. Кунгуты.