Навигация:   Главная Северная Америка История Аляски (XX век)
История Аляски (XX век)

Экономическое развитие

К 1900 году население Аляски выросло до 63 592 человек. Федеральное правительство всячески стало поощрять развитие земледелия на Аляске. Американский Департамент Сельского хозяйства отправил на Аляску экспертов с тем, чтобы они исследовали этот район на предмет возможного успешного земледелия. Эксперты рекомендовали для учреждения первых экспериментальных земледельческих хозяйств районы городов Ситка, Кенаи, Кодьяк, Рампарт, Фейрбенкс и Матануска.

Для экономики края важнейший интерес представляли организация транспортной системы. Однако дороги не строились вплоть до знаменитого Акта Нельсона и создания Дорожной компании в 1905 года. Акт Нельсона извещал об учреждении Фонда Аляски, 70% денег которого пойдут на строительство дорог, 25% - на образовательную систему и 5% - на заботу об инвалидах и душевнобольных. Поскольку Фонд Аляски не собрал достаточное количество денег, Конгресс поручил строительство дорог местным строительным фондам.

К 1920 году "Дорожностроительная компания Аляски" (Alaska Road Commission) построила 7тыс 870 километров дорог.

В 1912 году США избрали Президентом демократа Вудроу Вилсона (Woodrow Wilson) Он обещал самое пристальное внимание уделять проблемам Аляски. Вилсон обратился к Конгрессу выделить ассигнования для строительства железной дороги на Аляске. И в 1914 году государством было выделено для этого проекта, который начался в 1915 г - 35 миллионов долларов. Железнодорожная линия связала город Сюард с Фейрбенксом. Ее строительство закончилось в 1923 году и обошлось правительству в 65 млн. долларов.

Природа Аляски 

Город Анкоридж (сейчас - самый крупный город Аляски) так же нуждался в строительстве железной дороги. Оно началось, когда этот город избрала своей штаб-квартирой компания "Аляска Инженеринг Комишн" (Alaska Engineering Commission), которая и финансировала эту постройку. Компания построила для города так же водопровод и канализацию, электрические коммуникации и телефонные линии. Организовала пожарную службу, больницу и школу для детей своих рабочих. Постройка железной дороги спровоцировала экономический бум, поскольку это строительство давало рабочие места для 2 тысяч человек, а к 1914 году компании требовалось уже 4 с половиной тысячи рабочих.

Организация политического управления

В 1906 году Конгресс США предоставил жителям Аляски право выбирать и делегировать своего представителя в Белый Дом. В 1908 году таким представителем был избран окружной судья Джеймс Викершем (James Wickersham). Было создано новое государственное правительство Аляски

Первая Мировая война

Когда США вступили в Мировую войну 1917 года, многие граждане Аляски вступили в армию или поступили на работу в военно-промышленные компании.

В послевоенные годы экономики Аляски была по-прежнему сконцентрирована вокруг добычи подземных ископаемых и других природных ресурсов. Горнодобыча и рыбообработка являлись важнейшими частями экономики, отодвинув на второй план пушной бизнес. Однако, рыболовство давало сезонную работу и только местным предприятиям. В горнодобывающем бизнесе так же было немного рабочих мест, поскольку повсеместно ручной труд был заменен современной техникой. Земледелие по-прежнему находилось в стадии развития. Аляска все так же оставалась большой колонией с ограниченными правилами домовладения. Конгресс контролировал природные ресурсы, Аляска не имела промышленной базы производства и получала все товары из метрополии.

В 1920 году началась эра воздухоплавания, которая оказала великое влияние на Аляску. Строить железные дороги на этих землях было крайне тяжело из-за огромных - безжизненных расстояний, сложного ландшафта и суровых климатических условий. Поэтому, воздушное сообщение, наконец, сделало земли Аляске доступными. Аляска сыграла огромную роль в становлении авиации и явилась сценой самых значительных мировых перелетов.

После войны Аляска испытала экономический спад в хозяйствовании. Цены на лосось упали. Количество рабочих мест резко сократилось. Популяция населения снизилась. В 1938 г. закрылась крупнейшая горнодобывающая медно-рудная компания "Кеннекотт". И, хотя Аляска потерпела от Великой Депрессии 1930 года меньший урон, чем другие штаты США, однако ее экономика была подорвана. Например, государственные ассигнования для Аляски, которые итак никогда не были велики - уменьшились еще больше.

Американцы верили в нового Президента- демократа Франклина Д.Рузвельта (Franklin D. Roosevelt), надеясь, что он справится с Великой экономической депрессией. Рузвельт предложил свою экономическую программу выхода из кризиса. Девальвация доллара зависела от цен на золото. Поднятие цен на золото стимулировало его добычу. Если в 1932 году было добыто золота на сумму 10 млн 209 тыс. долларов, то в 1940 году стоимость добытого золота составила 26 млн. 178 тыс долларов.

Самой продуктивный результат от новой экономической программы Рузвельта был достигнут в долине Матануска (Matanuska Valley), на площадях которой была создана сеть земледельческих предприятий. Этот сельскохозяйственный проект имел своей целью вызвать общественный национальный интерес к земледелию на Аляске, которое привлекло бы к новому хозяйствованию множество новых фермеров. Этот проект обошелся государству в 5 млн. долларов.

Реорганизация в среде коренных народностей Аляски

Коренные жители Аляски так же являлись активными участниками новой экономической программы Рузвельта. В 1934 году Конгресс принял Акт "Indian Reorganization". Положения этого акта отвергали действия по смешению, ассимиляции коренных жителей Аляски с культурой белого населения. Положения акта были направлены на мероприятия по сохранению самобытной культуры индейцев. Акт вводил положения, по которым коренным американским народностям разрешалось создавать свои сообщества и избирать свое самоуправление. Правительство разрешило туземному населению частные заемы для организации собственного бизнеса, связанного с рыбодобычей и рыбообработкой.

Самые большие споры вызывало положение о создании резерваций - земель, отдающихся индейским племенам в самостоятельное пользование. Для Аляски принятие этого положения означало бы отдать в монопольное пользование индейцам две трети всей территории. И в 1940 году правительство отозвало этот проект.

Коренные американцы, гораздо больше, чем право пользования землями резерваций, хотели узаконить свое политическое, экономическое и социальное равенство с белыми американцами. И в 1940 году представители народностей эскимосов и тлингитов были уже избраны в законодательные органы правления Аляски. В 1945 году на правительственном уровне было признано, что в отношении коренных индейцев Аляски существовала расовая дискриминация (отдельные школы для индейцев, рестораны "только для белых" и пр.). В том же году все "индейские" школы были закрыты и дети коренных американцев были направлены для учебы в общие школы, в которых они продолжили обучение вместе со своими "белыми" сверстниками. Вопрос о собственных (резервированных) землях для коренных индейцев был снова открыт и требовал разрешения.