Навигация:   Главная Центральная Европа Новейшая история Праги (продолжение)
Новейшая история Праги (продолжение)

Расцвет барокко в пражской архитектуре объяснялся в определенной степени и тем, что старая готическая и романская архитектура ужу изжила себя. Проникновение нового стиля в Старое Место облегчил пожар 1689 года, уничтоживший несколько сотен домов. Но главной причиной победы этого стиля было развитие внутренних отношений в городе после битвы при Белой Горе. Крупные перемещения во владениях недвижимостью в пользу знати и церкви в результате конфискаций имущества участников восстания и эмиграции пражан и резкое ослабление к экономического потенциала города сделали возможным строительство больших дворцов и церковных сооружений, которое прежде было немыслимо. До третьей четверти XVIII века, когда стиль барокко стал клониться к закату, знать сохраняла в Праге инициативу в сфере общественной и культурной деятельности. Прага становится сокровищницей барочного искусства, достигшего высокого европейского уровня, немалую роль при этом сыграли архитектурные памятники, спроектированные выдающимися мастерами: Килианом Игнацем Динценгофером, Франтишеком Максимилианом Канькой и зарубежными архитекторами -- Доминико Мартинелли, Джованни Аллипранди, Джованни Сантини Айхелом и Жаном Бернаром Фишером из Эрлаха.

Положительным моментом было то, что к включению новых архитектурных памятников в общий облик города подходили весьма осмотрительно, с учетом окружения, и в результате улицы и площади приобретали законченный вид благодаря ритмичному чередованию фасадов домов, их фронтонов и слуховых окон и оформлению улиц в целом. Особенно удачно в этом смысле были скомпонованы Малостранская и Крестовая площади. Сеть улиц также была сохранена, хотя и проводились некоторые изменения в коммуникациях, например была переделана эстакада Града, лестницы ратуши и замка, и уже в самом конце XVIII века был создан современный бульвар, протянувшийся от Пороховых ворот к Влтаве по тому месту, где проходил ров между Старым и Новым Местом.

До 1740 года венское правительство относилось с неким презрением как к чешской знати, так и к пражанам, поскольку после ликвидации турецкой опасности Вена стала быстро перерастать Прагу. Когда в декабре 1740 года началась война габсбургское наследство, в которой принимали участие сразу несколько европейских государств, Прага вновь выдвинулась на передний план как политический центр, овладение которым привело бы к захвату всего чешского королевства и отторжению его от монархии. Именно в этой целью осенью 1741 года вступили в Чехию объединенные войска Баварии, Саксонии и Франции. В столь критический момент в Праге оказался лишь небольшой гарнизон, который не смог сдержать натиск неприятеля в ночь с 25 на 26 ноября 1741 года.

Во второй половине XVIII века, когда под влиянием Вены в Праге начинает применяться стиль рококо, как бы завершается период новой славы Праги, период ее изменений. Высокие городские укрепления придали тяжеловесность общей массе строений; мансарды, фронтоны, слуховые окна, башни и купола обогатили его силуэт, большой задник в виде королевского дворца в Пражском граде дописал картину города, а две великолепных храма (храм св. Микулаша и храм св. Франциска) -- заняли входы на Карлов мост.

7 декабря баварский курфюрст Карл Альберт был объявлен чешским королем, и спустя несколько дней чешская знать приветствовала нового короля во Владиславском зале. После отъезда Карла Альберта в Праге остался французский гарнизон, который находился до конца декабря. В апреле 1743 года в Прагу поспешила прибыть императрица Мария Тереза, с тем чтобы закрепить претензии на чешский престол коронованием. В 1744 году после четырнадцатидневной осады (1-15 сентября), сопровождавшейся бомбардировкой, Прага вновь капитулировала, на этот раз перед прусским королем Фридрихом. Город был опустошен, а население должно было выплатить высокую контрибуцию.

В 1773 году при императрицы Марии Терезе (1740-1780 гг) был закрыт иезуитский орден, его имущество секуляризировано государством, такая же угроза нависла и над другими церковными институтами.

Закрытие иезуитского ордена и других церковных организаций значительно ускорило проведение школьной реформы, В 1774 году в Праге были созданы новые начальные школы, в 1776 году -- две средние школы, в 1781 году была открыта женская средняя школа, в 1777 году реорганизована система гимназий. Произошли изменения и в университете.

В 1780 году Иосиф II (1780-1790 гг) издал указ о веротерпимости, а через год приступил к ликвидации отдельных монастырей. Многочисленные церкви и монастыри не только упраздняются, но и сносятся. Среди них были и редкие исторические памятники -- Вифлеемская часовня и часовня тела Господня.

Внутри городских стен почти до конца 18 века сохранялся средневековый стиль жизни. Только в период правления императора Иосифа II, принесшего с собой радикальные экономические и общественные реформы, наметились резкие перемены. В 1784 году Иосиф II вводит реформы в управлении пражских городов. Он объединяет их в одно целое с точки зрения экономики, судопроизводства и управления.

Реформы Марии Терезы и Иосифа II имели и отрицательную сторону -- систематическая германизация Чехии. Несмотря на прилив немецких переселенцев во время и после тридцатилетней войны, Прага до середины XVIII века оставалась чешским городом. Городское делопроизводство велось на чешском языке. Чешский язык был основным языком городского населения. Толчком к германизации высших городских слоев послужили административные реформы, которые способствовали систематическому онемечиванию органов городского управления. Пражская интеллигенция разговорным языком стала считать немецкий язык, к чешскому языку относилась скептически. Если в этих условиях чешский язык оставался разговорным языком городского населения, то это было заслугой провинций, которые, переселяясь в город, постоянно усиливали его чешское ядро и сдерживали тем самым процесс его национальной раздробленности.

Наряду с публицистикой и наукой одним из самых ярких звеньев культурной жизни Праги был театр. Уже в первой половине XVIII века театр занимал в Праге прочные позиции. Первым постоянным театральным зданием был Шпорковский театр на Гибернской улице, построенный в 1701 году и переехавший в 1725 году на Поржичи.

Благодаря театру и его широкой популярности у публики вопрос о возрождении чешского языка из чисто академического скоро превратился в общественную проблему, причем это случилось прежде, чем венское правительство осознало, какая угроза нависла над его политикой германизации.

Глубокие социально-экономические перемены в конце XVIII века, из которых наиболее значительными были отмена крепостного права и ослабление роли цехов, оказали сильное влияние на развитие промышленного производства, а следовательно, и развитие пражских городов и их общественную жизнь. С начала XIX века это приводит к изменению внешнего облика города. Первым значительным событием стало основание за Поржичскими воротами Карлина (1812г), где уже были использованы новые урбанистические принципы. Но самые глубокие изменения наблюдались в 20-е и 30-е годы, когда на месте старых рвов, ликвидированных уже в конце XVIII века, возникли новые улицы с современными домами. Так, напротив Пороховых ворот была перестроена в таможню старая церковь (стиля барокко) Гибернского монастыря, а в новых аллеях (ныне Национальный проспект) строится первый пражский доходный дом "Платиз".

Хотя Прага и сохранила стиль барокко, но не смогла долго противостоять усиленному давлению со стороны бурно развивающейся промышленности. Поэтому вскоре в строительстве начинают появляться новые элементы: классические и романтические. Так, были построены первая пражская набережная (теперь набережная Сметаны) и второй мост -- Цепной, соединивший Прагу с промышленными предприятиями Смихова. Перестраиваются некоторые старые задания -- Конные ворота (в стиле ампир), новоготическая Староместская ратуша и т.д.

Поразительно, что эта новая Прага как бы утратила интерес к архитектурным стилям и художественной ценности города. Строительство Праги на данном этапе характеризуется либо включением новых зданий и кварталов в старый архитектурный каркас, подчас без привязки к окружающей местности и соблюдения гармонии, либо строительством новых жилых районов по шаблону в соответствии с интересами алчных предпринимателей, многие из которых заседали в органах самоуправления Праги или окрестных поселков и принимали решения о застройке города. Хотя новый стиль, неоренессанс, и становится выразителем национальных черт, однако европейскую известность приобрело лишь несколько архитектурных памятников. На первом месте среди них стоят Национальный театр Зитека и здания, построенные Шульцем, Ульманом, Барвитом и Виглом. Важным событием явилось завершение строительства собора св. Вита.

Если на протяжении пяти веков Прага обходилась одним мостом, то с 1840 года по конец XIX века их было построено сразу несколько. По мере того как увеличивалось количество жилых домов, а в городе и вокруг него развивалась промышленность, возникла необходимость улучшить связь между частями города, расположенными на противоположных берегах Влтавы. И вот после после Цепного моста Франтишека I строятся еще четыре моста: в 1862 году -- моста Франца-Иосифа I (замененный в 1949-1951 гг. мостом Швермы), в 1869 году -- Железная лавка (в том месте, где теперь находится Манесов мост), в 1870 году -- Железнодорожный мост и в 1878 году -- мост Палацкого. Центр общественной и торговой жизни Праги в это время перемещается на Вацлавскую площадь, которая уже в начале века была полностью расчищена. Во второй половине века на площади высаживают аллеи деревьев, а по центру располагают большие газовые канделябры Никласа с изящными кариатидами. Одновременно здесь образуется транспортная магистраль, по которой была пущена конка. В 1889 году на месте Конных ворот строят монументальное здание Национального музея. В конце века площадь освобождают, и деревья пересаживают на края тротуаров, канделябры Никласа заменяют новыми столбами с полукруглыми светильниками, а конку заменяют трамваем. Два ряда домов, обрамляющих площадь, постепенно меняют свой облик, на месте старых низких домов в стиле барокко и ренессанс строятся современные торговые дома. В тот же период был благоустроен с точки зрения санитарии Еврейский город, часть Старого Места и в Новом Месте -- Войтешский район. При этом были уничтожены некоторые старые памятники, которые новая застройка, хотя местами она и представляла художественную ценность, уже не смогла заменить.